СТАТЬИ

Прислушиваясь к себе

Зоя Петрова •  30 января 2019

Впервые ли будете выступать с Полиной Борисовой или у вас уже есть совместные проекты?

— Нет, в 2015 году у нас был совместный концерт в театральной хоромине в усадьбе Коломенское. Тогда программа состояла из сольных номеров, мы мало играли вместе, а сейчас в Рязанской филармонии, акцент делаем именно на дуэтные номера. Мы долго продумывали программу, меняли, добавляли. Итог, я надеюсь, понравится, слушателям.

В вашей творческой биографии особую роль сыграла оперная певица Елена Образцова, которую вы поразили вашим выступлением на втором международном конкурсе вокалистов. Есть ли у вас сейчас, тогда, когда вы добились известности, ориентиры в мире классической оперы и музыки?

— Всегда с теплотой вспоминаю Елену Васильевну Образцову, чьи напутственные слова стали для меня началом в новую жизнь. Это была первая серьёзная победа на международном конкурсе, хотя позади было немало и других значимых, но эта стала определяющей. Со многими лауреатами я поддерживаю связь и по сей день, их карьера складывается замечательно после конкурса, мы всегда рады успехам друг друга и особенно приятно оказаться вместе в одном концерте.

Что касается предпочтений в искусстве, то их много. Столько талантливых режиссеров и композиторов, все развивается, у зрителей есть выбор, главное — не ошибиться. В вокальном искусстве примером для меня являются итальянские певцы, которым я отдаю приоритет перед молодыми современными исполнителями. Я продолжаю учиться по записям Анны Моффо, несравненным идеалом для меня остается Мария Каллас. Из композиторов мне ближе Ф.Шуберт, В.Беллини, И.Бах, из современных люблю Ф.Гласса. Еще мне очень нравится эстетика трансовой музыки. Есть такие музыканты-диджеи, которые создают настоящие электронные произведения, они по форме отсылают к симфонии, такая музыка вдохновляет и успокаивает. Знаете, многие «классические», так сказать, музыканты, немного «застревают» в прошлом, осуждают реп, например, или игнорируют выход новинок. Между тем, реп-исполнители, например, тоже могут создавать искусство, просвещать: таковы для меня Oxxxymiron, Markul. А в опере мне безумно нравятся новаторские идеи режиссера Дмитрия Чернякова.

В вашем творческом багаже — произведения не только на стихи поэтов Серебряного века, но и современных авторов, например, Веры Полозковой. Чем привлек этот автор, удивил, может быть, и легко ли ложатся ее тексты на музыку, или наоборот, приходится «бороться» с ее словом? Есть ли другие современные авторы, за творчеством которых вы следите и с удовольствием поработали бы как композитор?

— Сейчас я работаю над авторским альбомом песен и одна из них будет на стихотворение Веры Полозковой. Я давно слежу за ее творчеством, меня привлекает ритм строчек, живая энергетика, искренность и непосредственность слога, и еще, что автор не пытается понравиться. Стихотворение «выбралось» само. В один вечер читала очередную подборку и в голове моментом выстроилась мелодия, все получилось сразу и быстро, потом музыку почти не меняла. Может быть, это звучит несколько надменно, но мне, как композитору, удобнее работать с собственным текстом, все понятно и легко. Если хочу написать песню или романс, всегда отталкиваюсь от текста, и если есть, что сказать, то слово музыке лучший помощник и не надо искать в других источниках. Из современных авторов слежу за многими, есть очень талантливые, они, кстати, активно выступают периодически с разной программой, устраивают творческие баттлы, снимают клипы. На сегодняшний момент большее все-таки обращалась к поэтам прошлого, вот тут я немного старомодна, оказывается. Особенно манит У.Шекспир. На его тексты уже есть написанные вещи и есть планы на будущее, но я всегда открыта к сотрудничеству с молодыми авторами и знаю — все еще впереди.

Вы часто выступаете не только в классических концертных залах, но в музеях и просветительских центрах. Влияет ли как-то площадка, где приходится выступать на ваше настроение и атмосферу концерта? Может быть, энергетика какого-то музея вам особенна близка?

— Думаю, на исполнение атмосфера может влиять. Не должна влиять акустика. Мой педагог Ирина Рубцова учила меня не подстраиваться под акустику, а доверять только устоявшимся ощущениям. Поэтому не понимаю певцов, которые бегут скорее попробовать акустику, мне кажется это не совсем профессионально. А вот площадка, как вы правильно заметили, может, действительно, влиять на концерт и твои собственные ощущения. Помню сцену музея Ар Деко, пела я тогда арию Джульетты В.Беллини и взгляд устремлялся в глубину коридоров и стен, украшенных полотнами А. Мухи — вдохновение только усиливается. Запомнился Хрустальный Зал в Словенском городе Рогашка Слатина, где играл сам Ф. Лист! Не хотелось тогда уходить со сцены, декор был просто необыкновенный, завораживающий. Бывали и некомфортные залы, потолок низкий, зрители слишком близко сидят, но тут уже ничего не поделаешь — надо выполнять свою работу хорошо независимо от обстоятельств.

Есть ли у вас если не мечта, то творческая цель в искусстве?

— Хотелось бы создать музыку, которую люди будут слушать и исполнять и через несколько веков, записать голос пока он молодой и свежий, чтобы его хотелось переслушивать.

Беседовала Наталья Бирюкова