СТАТЬИ

День памяти Евгения Каширина

Юлия Муравьёва •  1 июля 2019

29 июня — день памяти Евгения Каширина. Накануне студенты РХУ им. Г.К. Вагнера посетили Выставочный зал Рязанского областного художественного музея, где проходит ретроспективная выставка выдающегося фотохудожника.

Евгений Николаевич Каширин... Это имя тёплое и родное для каждого, кто его знал. Для Рязанского художественного училища — особенно! Евгений Николаевич преподавал дисциплину «Фотодело» и тем, кому посчастливилось учиться у него, можно искренне позавидовать. На его уроках не было ни плана, ни, тем более, схемы или ожидаемого результата. Но всем было безумно интересно... Что же, что же расскажет он сегодня, какие фотографии покажет из своего архива?.. Старые улочки Рязани, бездомный пёс, старушка с авоськой... А может просто, взяв фотоаппараты, все пойдут в парк... Ведь выпал первый снег... дождь прошёл... яблоня цветёт...

Мы приходили к Евгению Николаевичу в его фотомастерскую на улице Полонского, как будто домой. Атмосфера, царившая на занятиях, была необычной. Всем было тепло, уютно и как-то по-домашнему хорошо. Евгению Николаевичу можно было задать любой вопрос, не думая о том, насколько он соответствует установленным правилам или теме урока. Он слышал каждого и каждому старался помочь и словом, и делом.

Особенно интересными были его занятия, посвящённые истории Рязани. В архивах Евгения Николаевича было много уникальных фотографий, на которых мы видели прошлое и настоящее нашего города. Показывая снимки начала ХХ века, Каширин всегда делал паузу, а затем показывал свои фотографии, сделанные совсем недавно. Казалось бы, как мало времени прошло, но как всё изменилось. На месте, где когда-то был необыкновенный по красоте Троицкий храм, теперь стоит холодное типовое здание муниципального культурного центра (пл. Победы), а в самом «эпицентре» площади Свободы (место, где когда-то стояла Воскресенская церковь) — теперь находится обычный столб, покосившийся от проводов, натянутых в разные стороны.

Уроки Евгения Николаевича никогда не заканчивались чёткими выводами или результатом. Он всегда давал возможность нам — простым учащимся — самим решить, что хорошо, а что плохо.

Прежде чем начать самостоятельно фотографировать, мы очень много смотрели. Евгений Николаевич показывал свои снимки и работы своих учеников. Сюжеты фотографий были очень разнообразными — портреты, жанровые тематические композиции, натюрморты. Но всё это разнообразие объединяло одно общее начало — чёрно-белая плёнка.

Чёрно-белые снимки сами по себе уникальны. Это целая эпоха, в которой, казалось, ничем непримечательные герои обретали сильные образы, а позитив и негатив рождали характеры и создавали атмосферу. Думаю, современным фотографам, привыкшим к цифровой фотосъёмке и многочисленным снимкам, размером в несколько гигов, сложно представить и понять, что когда-то на чёрно-белой фото-катушке было всего 36 свободных кадров — и не единицей больше!

В лаборатории Евгения Николаевича мы имели возможность самостоятельно проявлять плёнку и печатать фотографии. Этот процесс был похож на волшебство. В полумраке под тусклым светом красного фонаря рождались наши первые самостоятельные фотоснимки. Было очень увлекательно видеть, как постепенно на фотобумаге проявляется образ. Промытые от реактивов фотографии мы вешали просушивать на верёвку, прикрепляя бумагу прищепками за краешки (как будто после стирки).

Евгений Николаевич всегда очень внимательно смотрел наши работы, выбирал лучшие и непременно хвалил. Было очень приятно, когда твой снимок становился центром внимания преподавателя и целой группы.

Мы ходили на занятия по фотоделу раз в неделю и ждали встречи с Евгением Николаевичем с нетерпением. На оформительском отделении дисциплина велась на третьем курсе и заканчивалась итоговой работой, в которой каждый студент старался представить свои лучшие снимки. Каждый должен был выполнить серию фотографий, объединённых общей темой, и оформить работу на большом планшете. Просмотр итоговых работ проходил в училище в конце весеннего семестра. Темы были самые разнообразные, жанры тоже. Евгений Николаевич приглашал на просмотр других педагогов и с радость представлял работы своих учеников, находя в каждом что-то особенное, необычное. И даже после просмотра и полученных оценок мы не торопились прощаться с Евгением Николаевичем. Его творческая мастерская-лаборатория на улице Полонского для многих становилась местом, куда всегда можно было прийти за советом или помощью.

Память жива, пока жив человек. И жизнь продолжается, если жива память. Сегодня Евгения Николаевича уже нет с нами. Чёрно-белые мгновения жизни пролетели быстро, но остались фотографии, осталась память о времени и человеке, который стал частичкой нашей истории. Мемориальная доска на стенах Рязанского художественного училища напоминает нам: «В этом задании с 1989 по 2007 год работал КАШИРИН Евгений Николаевич, заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин г. Рязани, фотохудожник-педагог».

Память жива! — Жизнь продолжается!

Юлия Муравьёва