СТАТЬИ

История — в ароматах

Ксения Паначёва •  9 июля 2019

В скором будущем «музейная коллекция» Рязани может пополниться новым «экспонатом» — автор проекта «Я вам покажу», экскурсовод Ксения Паначева хочет открыть в городе музей парфюмерии косметики Макса Фактора. На идею создания экспозиции, рассказывающей об истории отечественной парфюмерной и косметической промышленности, девушку натолкнули собственная коллекция винтажных флаконов и ароматов, а также исследовательская работа, познакомившая ее с биографией Макса Фактора. Помещение под размещение экспозиции готова предложить кухмистерская «Хлебная площадь», сейчас работа находится на стадии переговоров. Однако пока идет подготовка экспозиции, музей работает в интерактивном режиме. Совершить путешествие в прошлое и узнать о секретах красоты жительниц Рязани конца XIX начала XX века позволяют экспонаты из собрания Ксении Паначевой.

Несмотря на то, что на одной из центральных улиц города установлен арт-объект, рассказывающий о том, что будущий основатель империи Max Factor чуть более столетия назад жил и работал в нашем городе, многие об этом занимательном факте рязанской истории не знают. Между тем, это, действительно, так — освоив парикмахерское, лекарское и гримерное дело, Максимилиан Факторович (таковым было настоящее имя отца «современной парфюмерии и косметики») решил открыть свое дело в Рязани — сюда он перебрался в конце девятнадцатого столетия — рязанским модницам он продавал румяна, пудру, парики собственного изготовления. Слава пришла к Максу Фактору внезапно — впрочем, его успех был обусловлен высоким качеством продукции, а также мастерством самого владельца магазина, умевшего подчеркнуть достоинства человека с помощью декоративной косметики.

Впрочем, «не Максом Фактором» единым в то время жила рязанская «женская» торговля — на рубеже XIX — начала XX века отечественная парфюмерная и косметическая промышленность переживала настоящий расцвет: в этот бизнес приходили инициативные творческие люди, обладавшие незаурядными коммерческими, и изобретательскими способностями. Приобрести их продукцию могли и рязаночки. Так, Александр Остроумов, выходец из аптекарей, по праву считался любимцем артистической богемы — он первый придумал привлекать в качестве рекламы звезд сцены, похожими на которых мечтали быть многие модницы. В качестве печатной рекламы Остроумов выпускал открытки, где звезды были сняты с его товарами, а на оборотной стороне были восторженные отзывы о продукции парфюмера. Для артисток и не только Остроумов выпускал крем «Метаморфоза», помогавший бороться с веснушками, а также мыло от перхоти — аналог современных шампуней. Среди хитов его продукции также были одеколоны «Артистический», «Альпийский ландыш» и «Наполеон». «Если бы Наполеон душился таким ароматом, Жозефина ему бы не изменяла», — шутили деятели искусства.

Еще одним успешным фабрикантом был Альфонсо Ралле. Его парфюмерное дело «выросло» из небольшого завода по производству свечей — на начало века в штате фабрики числилось 1500 человек. К числу изобретений Ралле относится «зимний» аромат«, который прекрасно «читался» на шубах российских аристократов. Именно Ралле получил право помещать герб на флаконах своих духов — высокое качество его ароматов было оценено даже при императорском дворе.

Владелец другого парфюмерного концерна, который работает до сих пор, Генрих Брокар, также начинал с малого, с 60 кусков мыла, которые он выпустил на рынок. Однако, известность Брокару принесли духи «Букет императрицы» — после 1917 года он получили название «Красная Москва» и были чрезвычайно популярны у ценителей оригинальных ароматов. Брокар первым придумал продавать косметику не единично, а целыми наборами — аналогичными тому, какие сегодня можно приобрести в магазинах. Также Брокар первым сумел синтезировать запах сирени, выпустив соответствующий цветочный аромат на рынок. Духи «Персидская сирень» имели бешеный успех.

Сегодня многие рецепты парфюмеров прошлого утрачены — восстановить секреты их мастерства сложно, да и ингредиенты нынче не те. Донести до жителей XXI века запах позапрошлого столетия помогут мастер-классы и интерактивные занятия, которые планируется проводить в новом музее. Его открытие пока — дело будущего: по словам Ксении Паначевой, она планирует не ограничиваться только рассказом о российских парфюмерах, но и знакомить с работой рязанских аптекарей и модных лавок.