СТАТЬИ

История в миниатюре

Арсен Мелитонян •  14 августа 2019

В рамках II международного Форума древних городов в библиотеке имени Горького открылась выставка «Наследие древних городов в филокартии». Экспозиция, организованная РОУНБ им. Горького совместно с Союзами коллекционеров и филокартистов, стала поводом для встречи с президентом Общероссийской общественной организации коллекционеров и любителей открыток «Союз филокартистов России», членом президиума Союза филателистов России и Национальной академии филателии России, председатель Правления АНО «Народный архив» Арсеном Мелитоняном. Разговор получился не только об открытках.

Арсен Аркадьевич, общественные проекты, связанные с коллекциями, всегда обусловлены личным интересом. С чего началась Ваше «коллекционная» история?

— Я занимаюсь коллекционированием уже более 50 лет. Впервые познакомился с этим явлением, когда мне было лет 7-8 — дедушка мой был архитектором, как и я, собирал открытки с видами Москвы. У него была хорошая коллекция, ценность которой я понял позже — в те годы я этой ценности не понимал. Для меня он начал собирать открытки с видами городов мира — они помогли познакомиться с архитектурой, в те годы это было окно в мир — телевизоры были редкостью, интернета не было, журналы было трудно получать, путешествия также были проблематичны. Дед поступил гениально, когда начал мне прививать мне интерес к искусству, путешествиям, архитектуре — с помощью этих открыток я смог ощутить себя частью мира через открытку. Первая моя коллекция была с видами столиц стран мира, я мог ночью назвать любую столицу, по географии у меня была пятерка, я видел мир в цвете. Даже сейчас, когда видишь открытку, редкую, то это вызывает много эмоций, не говоря уже о тех годах, о которых я рассказываю. Интерес к открытке как к источнику по истории культуры у меня тогда и зародился.

Наверное, Ваша коллекция была велика? Подсчитывали свои «богатства»?

— Это достаточно типичный вопрос, на который я обычно не отвечаю, и вот почему. Любая коллекция — это живой организм. У меня была коллекция со столицами мира, она разошлась, интерес частично утрачен, есть возможность путешествовать, интернет, фотография... Была и коллекция Москвы — мне перешла коллекция деда, где-то порядка 8,5 тыс. экземпляров, военных и довоенных открыток. Всего у меня было порядка 20 тыс. экземпляров — сейчас этой коллекции нет, так как она ушла в другие руки. Я совершенно не жалею об этом, но для меня до сих бывает трепетно увидеть открытку, которой не было в моей коллекции. Определенный тремор это вызывает (улыбается).

Если говорить в целом о коллекционировании, как о явлении, то оно переживало разные этапы развития...

— Что такое коллекционирование? Это потребность в систематизации однородного, однотипного материала — заложена у человека на генетическом уровне. Вспомните, что делают многие дети на море? Сразу начинают собирать камушки, ракушки, разбирать их по кучкам. Также многие девочки собирают кукол — очень долго подчас. Важно направить эту потребность в нужное русло, сделать его основой культурной политики. Вот, например, у нас есть примеры, когда частные коллекции становились основой государственных музеев — были люди, у которых была возможность не только обставлять дом, но и собирать что-то, помимо этого. В силу различных причин затем многое из того, что они собирали, вошло в государственный культурный оборот — было продано или осталось в стране, становясь частью государственных коллекций, сегодня они многим известны. Сегодня у нас много частных музеев, которые имеют возможность представлять свои коллекции, собрания — это отрадно, но, с другой стороны, важно, чтобы поддержка коллекционирования велась на базовом уровне школ, муниципальных учреждений культуры, досуговом уровне, уровне фестивалей семейных коллекций, народных архивов. Такие мероприятия помогают формировать семейную память, а это основа, одна из составляющих культурной политики государства в целом.

Что, на Ваш взгляд, может сделать регион для развития коллекционирования, его поддержки?

— Для региона, особенно для такого древнего, как Рязанская область, коллекционирование могло бы стать одним из важнейших направлений программ формирования культуры, наряду с самодеятельным творчеством. На уровне муниципальном — городских учреждений культуры, организаций досуга населения — это проще сделать, чем на уровне мегаполисов, где многое проходит незамеченным. Ведь что бы мы ни говорили о компьютеризации, роботах, основой нашей жизни остаются культурные стержневые коды. Коллекционирование — один из путей формирования таких кодов, но помогать ему нужно не в «лоб», а включив в региональные программы развития культуры, предусмотрев проведение фестивалей семейных коллекций, выставок.

Если говорить о тенденциях, которые Вы наблюдаете сейчас в среде коллекционеров, то что Вы можете отметить — возрастает ли интерес, или, напротив, прогресс не идёт на пользу?

— Сейчас появились возможности, которых раньше не было, и это, конечно, стимулирует интерес. Так, у многих появилась возможность издать свои коллекции, представить их публике. Так, с XIX века по 90-е годы века XX было издано около 200 книг, связанных с филокартией, а в 1990-2000 годы — более 500, причём крупными тиражами. Практически каждый город издал книги по открытке, также выходят книги, посвящённые отдельным видам открыток — праздничным, с репродукциями художественных произведений и другим. В Вятке в 2014 году был выпущен четырёхтомник, посвящённый открытке времен Первой Мировой войны — для него было проанализировано порядка 65 тыс. открыток того периода, когда открытка служила средством агитации, морального уничтожения врага. Эта книга была признана инновационным подходом к изучению истории — ведь мало, кто предполагал, что благодаря открытке можно изучить столько всего, узнать много нового о войне!

О проблемах коллекционирования, аспектах филокартии Вы будете говорить на мероприятиях, которые пройдут в библиотеке имени Горького. Одним из них станет выставка «Наследие древних городов в филокартии». Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем интересна эта выставка и что увидят здесь рязанцы.

— Выставка интересна с точки зрения истории почтовой карточки. В этом году карточка для корреспонденции отмечает 150-летие — впервые она была выпущена в оборот в Австро-Венгрии в 1869 году. На одной стороне листка тогда писался текст, на второй — адресат. В России такие карточки появились позже чем в Европе — до 1894 года они выпускались исключительно правительством, а марка впечатывалась, а не наклеивалась на карточку. С 1895 года, когда было разрешена частная печать открыток, на них появляются изображения, которые занимают сначала часть стороны, а затем целиком одну сторону открытки. С 1908 года вместо открытого письма появляется более привычное нам наименование «почтовая карточка». Меняется и размер карточки — раньше они были примерно 9 на 14 см, позже появился стандартный и сегодня размер 10 на 15 см. Однако неизменно карточка оставалась свидетельством времени, которое сегодня позволяет нам узнать, как и чем жили люди прошлых веков, как выглядели дома и развивалась экономика. Это рассказ, увидеть и прочитать который будет интересно каждому.

Наталья Бирюкова