СТАТЬИ

Я б навеки пошел за тобой…

Евгения Ильченко •  19 января 2024

Эти строки Сергей Есенин посвятил Августе Миклашевской, актрисе, чей жизненный путь не был усыпан розами, но чьё имя -  «словно августовская прохлада», вошло в историю русской культуры ХХ века.

Судьба Августы Миклашевской. Будущая актриса и муза Сергея Александровича Есенина Августа Леонидовна Миклашевская родилась 11 (23) января 1877 года в Ростове-на-Дону в семье инженера-путейца Владикавказской железной дороги Леонида Сергеевича Спирова. За «бескорыстную и верную службу отечеству» отец был пожалован дворянским титулом. В семье было 8 детей, и все они получили достойное образование, в том числе музыкальное.

Августа (близкие её звали — Гутя) обучалась в театральной школе при Ростовском драматическом театре, на сцене которого дебютировала в роли Софьи Фамусовой в спектакле по пьесе Грибоедова «Горе от ума».

В 1910 году она выходит замуж за Ивана Сергеевича Миклашевского, сына известного в Ростове нотариуса, но спустя несколько месяцев оставляет мужа, порывает с семьей и отправляется покорять Москву.

В первопрестольной Августа поступила в театральную школу Шора, где её увидел Александр Яковлевич Таиров и сразу же пригласил в создаваемый им «Камерный театр»,  примой которого была его жена и соратница Алиса Коонен. Вскоре после прихода в театр Миклашевской Коонен серьезно заболела и молодую актрису срочно ввели на главную роль в спектакль «Сакунтале», с которой она прекрасно справилась. В следующем спектакле «Принцесса Брамбилла», Таиров уже сознательно дал главную роль Миклашевской. Спектакль имел огромный успех и на долгие годы стал визитной  карточкой Камерного театра. Через год она получает роль афинской царевны Арикии в «Федре» Расина, спектакле, в котором Федру играла Коонен. Она становится второй примой Камерного театра после Коонен.

Интересно, что Есенин видел Миклашевскую в спектакле Камерного театра «Принцесса Брамбилла» в 1921 году и взахлеб советовал своим друзьям: «Нужно! Необходимо! Непременно посмотрите! Красочно, празднично! То самое, чем должно быть театральное зрелище!». В это время у него начинался бурный роман с Айседорой Дункан. В начале 1922 года они надолго  уезжают за границу.

Молодую яркую актрису заметили кинематографисты. В течение года она снимается в фильмах «Барышня-крестьянка» (1916), «Плоды просвещения», «Украденная юность», «Психея», «Любовь монаха» (1917).

Однако работа в театре все же остается основной. В 1917 году Таиров приглашает в театр балетмейстера Большого театра Льва Александровича Лащилина для обучения драматических актеров хореографии, которую в дальнейшем планируется активно использовать в спектаклях. Между Августой и молодым обаятельным артистом балета вспыхивает бурный роман, оказавшийся роковым. 

Личная жизнь не складывалась. Брак с Иваном Миклашевским, уже давно ставший формальностью, расторгнут, но долгие годы Иван Миклашевский оставался её верным другом. Актриса свободна, но несвободен её возлюбленный. Семьи не получилось. 30 мая 1918 года у неё родился сын Игорь Львович Миклашевский. Самообман Гути постепенно рассеивался, душа застывала. Потухли когда-то светящиеся глаза. Все, кроме сына, стало как-то безразлично. Загоралась она только на сцене. Летом 1918 года, когда ее театр уехал на гастроли, Августа, мать двухмесячного ребенка, подрабатывала в Театре миниатюр на Петровских линиях, где до революции выступал Александр Вертинский. Она сама воспитывала сына в те трудные голодные, холодные годы гражданской войны, НЭПа, строительства нового советского государства.

1923 год. Камерный театр отправляется теперь уже на длительные зарубежные гастроли. Поскольку взять с собой в поездку пятилетнего сына ей не разрешили, а оставить его было не с кем, Августа отказалась от поездки. Перед отъездом театра Миклашевская приходила доигрывать свои роли, которые уже были розданы другим актрисам. В своих воспоминаниях  она так описала сложившуюся ситуацию: «У них каждый день шли усиленные репетиции. Я была обижена на Таирова. Таиров — на меня…».  Театр уехал во Францию в феврале 1923 года, а Миклашевская осталась с сыном в Москве.

Жить было на что-то нужно, а в нэпмановской Москве в это время появилось множество ресторанов и других увеселительных заведений. Августа устраивается на работу в кабаре «Не рыдай», где выступает с танцевальными и эстрадными номерами и одновременно играет в эстрадном театре «Острые углы». В обоих заведениях любила собираться тогдашняя московская богема, так что она оказалась в знакомой ей среде, можно сказать, среди своих.

Встречи с поэтом. В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву из-за границы. «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию», — писал он вскоре после приезда из-за границы. Утратили во многом для поэта интерес его прежние литературные связи. Есенин все больше пытается понять, осмыслить, что происходит в эти годы в России, во всем мире. 

Знакомство Августы Миклашевской с Сергеем Есениным состоялось вскоре после его возвращения и расставания с Айседорой Дункан — в конце лета 1923 года. Вот что сама Августа Леонидовна написала об этом в своих воспоминаниях «Встречи с поэтом»: «Познакомила меня с Есениным актриса Московского Камерного театра Анна Борисовна Никритина, жена известного в то время имажиниста Анатолия Мариенгофа. Мы встретили поэта на улице… Тверской. Он шёл быстро, бледный, сосредоточенный… Сказал: “Иду мыть голову. Вызывают в Кремль”. У него были красивые волосы – пышные, золотые… На меня он почти не взглянул <…> С Никритиной мы были дружны и связаны новой работой. У них-то по-настоящему я и встретилась с Есениным. Он жил в этой же квартире… Целый месяц мы встречались ежедневно. Очень много бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. Была ранняя золотая осень. Под ногами шуршали жёлтые листья…

– Я с Вами, как гимназист… — тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался.

…Часто встречались в кафе поэтов “Стойло Пегаса” на Тверской, сидели вдвоём, тихо разговаривали… Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана “Медведь” Мариенгоф, Никритина, Есенин и я. Он был какой-то притихший, задумчивый…

– Я буду писать Вам стихи.

Мариенгоф смеялся:

– Такие же, как Дункан?

– Нет, ей я буду писать нежные…».

Анатолий Мариенгоф, так же как и его супруга, восхищался «первой красавицей Камерного театра»: «Большая, статная. Мягко покачивались бёдра на длинных ногах. Не полная. Не тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши – точёные. Волосы цвета воробьиного крыла. <…> Глаза, поражающие в своём широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила, негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась».

А вскоре Есенин напишет целый  цикл чудесных стихов, посвященных Августе Миклашевской,  получивший название «Любовь хулигана» — один из лучших в его поэзии и в мировой лирике. Первые стихи поэтического венка из семи есенинских произведений были напечатаны в журнале «Красная нива»:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить…

………………………………………………

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить. 

Казалось, в сердце поэта вернулась романтика юности. Он давно уже ни за кем так не ухаживал, и сам не заметив, серьезно влюбился. Встречал Августу после репетиций, куда-то шли, иногда ужинали вместе. В нём родилась надежда, что любовь спасёт его от духовного кризиса. Он был готов забыть даже свою прошлую жизнь.

«Поэта удивляла её последовательная недоступность, но странным образом это и радовало — казалось каким-то таинственным, по-настоящему поэтическим… Есенин при ней … вёл себя тише, мягче, говорил чуть слышно». (Захар Прилепин «Сергей  Есенин»).

 «И вспомнилось мне, — писала Миклашевская, – как в день своего рождения … Есенин вышел к нам в крылатке и широком цилиндре, какой носил Пушкин. Вышел — и сконфузился. И было в нём столько милого, детского. И ничего кичливого, заносчивого. Взял меня под руку, чтобы идти, и тихо спросил: “Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим».

Первая строфа второго стихотворения цикла «Ты такая ж простая, как все, // Как сто тысяч других в России», как отмечает литературовед А. А. Волков, «… начинает одну из основных тем цикла “Любовь хулигана”, которой ещё нет в первом стихотворении. Это тема одиночества и, как казалось Есенину, близости судеб его и Миклашевской. Отсюда и строки: “Знаешь ты одинокий рассвет, // Знаешь холод осени синей”. В эту тему сначала вплетается мотив надежды, ожидания духовной близости, способной прогнать тоску».

В стихотворениях «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…» есть и исповедальные строки, и горькие слова сомнения в себе, возможности обретения душевного равновесия, и грустные вспоминания поэта о родных местах:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осенье,

Эта прядь волос белесых –

Всё явилось, как спасенье

Беспокойного повесы…

А. Л. Миклашевская, вспоминая свои взаимоотношения с Есениным, признавалась: «Я понимала, что переделывать его не нужно! Просто надо помочь ему быть самим собой. Я не смогла этого сделать. Слишком много времени приходилось тратить, чтобы заработать на жизнь моего семейства. О моих затруднениях Есенин ничего не знал. Я зарабатывала концертами. Мы продолжали встречаться, но уже не каждый день. Начались репетиции в театре “Острые углы”. Чаще всего встречались в кафе, каждое новое стихотворение он тихо читал мне».

Есенина поразила не столько внешняя, сколько внутренняя красота чувств Миклашевской. Он увидел в ней судьбу многих русских женщин: «Ты такая ж простая, как все, // Как сто тысяч других в России», способных с достоинством встречать в своей жизни «одинокий рассвет» и «холод осени синий».

Встреча с Миклашевской принесла Сергею Есенину тихую грусть, сожаление о том, что себя «не сберёг» для иных чувств и творческих свершений:

Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость!

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась…

Из воспоминаний А.Л. Миклашевской: «Мы встречались с Есениным всё реже и реже. Увидев меня однажды на улице, он соскочил с извозчика, подбежал ко мне. – Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение:

Вечер чёрные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?...

……………………………………

Расскажу, как текла былая

Наша жизнь, что былой не была…

Голова ль ты моя удалая,

До чего ж ты меня довела?

Как всегда тихо прочитал всё стихотворение и повторил: “Наша жизнь, что былой не была…”».

Уже в преклонном возрасте Августа Леонидовна с грустью объясняла причину расставания её с поэтом: «Последние годы Есенин спешил, как будто знал, что ему мало осталось жить. Я же устала от жизни и не умела торопиться. В этом моя главная вина перед ним».

Позже Есенин прислал Миклашевской из Баку экземпляр «Москвы кабацкой» с надписью: «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге. 24.03.25 г.». Известно, что Есенин намеревался также издать монографию, посвящённую творческой биографии актрисы…

Уже в 1965 году в своих опубликованных воспоминаниях «Встречи с поэтом» Миклашевская писала: «Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок. Понимала, что виноваты и я, и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он тянулся, шёл к нам. С ним было трудно, и мы отходили в сторону, оставляя его одного».

Последние минуты с поэтом — день его похорон: «Когда я шла за закрытым гробом, казалось, одно желание было у меня — увидеть его волосы, погладить их».

Брянский гостеатр.1926 год. Когда из длительных гастролей по европейским городам вернулся Камерный театр, Миклашевская не увидела свою фамилию в списках занятых в репертуаре. Таиров не простил ей неоправданного, по его мнению, отказа от поездки, поставившего театр перед необходимостью срочного ввода новых исполнителей. Ничего не выясняя, она подала заявление об увольнении. Неудовлетворённость творческой жизнью и неустроенность личной привели Миклашевскую на актёрскую «биржу»…

И вскоре получила направление  в труппу нового Брянского гостеатра. Открытие первого Брянского государственного театра было приурочено к 7 ноября 1926 года. После торжественного собрания, состоялся спектакль по пьесе Н.Н. Лернера «Николай I и декабристы» («Декабристы»). Им же 14 ноября открылся и  первый театральный сезон. Здание театра, входившего в комплекс одного из первых в стране Дома Советов, построенный по проекту московского архитектора А.З. Гринберга, стало первым в истории города помещением, реально отвечающим сценическим задачам. Зал, рассчитанный на 1200 мест, включал партер, два яруса, большую сцену, которая позволяла ставить не только драматические, но и оперные спектакли.

Первая труппа Брянского гостеатра состояла из 25 актеров московских театров. За театральный сезон 1926/1927 в Брянске и Бежице труппа поставила 46 спектаклей русской классики («Горе от ума» А. Грибоедова, «Гроза» и «Лес» А. Островского, «На дне» М. Горького), европейской классики («Коварство и Любовь» Ф. Шиллера», «Тартюф» Ж.-Б. Мольера) и нарождающейся советской драматургии («Мандат» Н. Эрмлера, «Виринея» Л. Сейфулиной, «Любовь Яровая» К. Тренёва и др.). 

И неизменно почти во всех спектаклях, поставленных главным режиссёром  театра В.А. Чиркиным, играла есенинская муза А.Л. Миклашевская. С небольшим перерывом (работала в Московском передвижном театре) Августа прослужила в Брянском гостеатре до 1932 года. Она запомнилась зрителям в роли Пановой по пьесе Тренёва «Любовь Яровая», в спектаклях «Её путь», «Шут на троне», «На дне» и других.

После Брянска Августа Леонидовна работала в драматических театрах Ижевска, Кирова, Рязани. Вернул её Алексей Яковлевич Таиров в свой театр только осенью 1943 года.

Рязанский гортеатр. В октябре 1936 года по приглашению художественного руководителя Рязанского городского драматического театра Миклашевская приезжает в Рязань. В театре шли спектакли русского и мирового классического репертуара. Актрису привлекла работа в городе, связанном с именем Есенина.

Районная газета «Ленинский путь» от 26.10.1936 г. писала: «28 октября в гортеатре идет драма “Анна Каренина” по одноименному роману Л.Н. Толстого, инсценированная профессором С.Н. Дурылиным. В роли Анны Карениной впервые на сцене нашего театра выступает актриса Августа Миклашевская — воспитанница Московского Камерного театра». Спектакль и игра исполнительницы главной роли получили положительную оценку театральных  критиков, по мнению которых успеху постановки в рязанском театре содействовала, главным образом, игра арт. А.Л. Миклашевской…».

Миклашевская прекрасно играла не только в классических постановках, но и пьесах на современные темы, таких как пьесы Н. Погодина «Аристократы» и А. Корнейчука «Банкир». К 100-летию со дня смерти А. Пушкина на сцене театра была поставлена трагедия «Борис Годунов», поставленная Б. Пиковским, где Августа блистала в роли Марии Мнишек.

Лариса Дмитриевна в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Рашель в «Вассе Железновой» и Василиса в спектакле «На дне» по пьесам М. Горького, Анна — королева Англии в «Стакане воды» по пьесе А. Скриба, баронесса Штраль в «Маскараде» по драме М. Лермонтова, Кручина в спектакле «Без вины виноватые», Любовь Яровая в одноименной пьесе К. Тренева — вот неполный «список» разноплановых ролей, блестяще сыгранных Августой Миклашевской в Рязанском драматическом театре, где она была признана ведущей актрисой труппы театра. Среди других она выделялась талантом, богатым артистическим опытом, большой работоспособностью, ответственностью и требовательностью к себе.

По окончании театрального сезона  А.Л. Миклашевская распрощалась с рязанской сценой. Впереди у неё была Москва, новое признание столичного зрителя. 

Как пишет рязанский краевед Юрий Блудов, исследователь  творчества А.Л. Миклашевской, в музее Рязанского драмтеатра сохранилась рукописная запись известной рязанской журналистки Е. М. Карпельцевой, датированная 1987 годом, о рязанском периоде творчества актрисы, где она, вспоминая театр, пишет: «…Память сохранила несколько имен, которые украшали афиши, актёров, которые были любимцами у нас – студентов той поры. Среди них особенно ярко сияет имя Августы Миклашевской… Она была буквально кумиром многих зрителей…Для меня лично именно с этих спектаклей и зародилась любовь к театру, которую я пронесла через всю жизнь».

В 1945‑м за творческую и общественную работу в театрах страны А. Л. Миклашевской было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. В 1946‑м её наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

30 июня 1977 года Августа Миклашевская ушла из жизни. На похороны пришли сотни поклонников, читались посвящённые ей стихи Есенина. Последнее пристанище звёзды театральной Москвы 1920-х — колумбарий Ваганьковского кладбища. На этом же кладбище покоится Сергей Александрович Есенин.

Августа Леонидовна Миклашевская прожила долгую, непростую, наполненную творчеством жизнь. До конца своих дней она свято хранила память о каждой встрече с Есениным.

На том самом месте, где они впервые повстречались, теперь стоит памятник Есенину и еще далекой ранней осени, навсегда связавшей поэта и актрису.

Сын Августы Леонидовны -  Игорь Львович Миклашевский (1918-1990), советский спортсмен, чемпион Ленинграда по боксу в среднем весе (1941), участник Великой Отечественной войны, разведчик НКВД во время войны и после неё, тренер, спортивный судья.