СТАТЬИ

Сила цвета

Юлия Муравьёва •  13 декабря 2021

Юбилейная выставка Петра Будкина проходит в Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина.

Пётр Будкин — художник советского поколения, получивший блестящую школу живописи в Ленинградском институте им. И. Е. Репина (легендарная Академия художеств, мастерская профессора Р.Р. Френца).

Дипломная работа Петра Будкина «Иван Ползунов – изобретатель паровой машины» (1950) репродуцировалась 25-тысячным тиражом по всей стране, попав на страницы «Огонька» — одного из самых популярных в те годы журнала.

С Рязанью Петра Будкина связало художественное училище, куда он приехал преподавать сразу после окончания института и проработал здесь вплоть до 1981 года, став для многих одним из любимых учителей. С особенной теплотой вспоминает о нём Виктор Минкин, отмечая природную скромностьи огромный талант Петра Ильича: «Шикарный живописец, настоящий профессионал, глубокая личность, человек тонкого вкуса и высокой культуры». Работы Петра Ильича Будкина и сегодня украшают стены Рязанского художественного училища, являясь превосходным образцом живописного мастерства.

«Конёк» художника — натюрморты — яркие, сочные, живые. Предметы, словно ожившие персонажи, играют на картинах главную роль. Роскошно написанные рыбы, ароматные фрукты и цветы, спелые овощи, сверкающие бликами фаянс, фарфор, стекло и металл создают атмосферу праздника в простых будничных сюжетах: «Лимоны с кофейником» (1977), «Натюрморт с селёдкой» (1961), «Рыба на голубом» (1972), «Цветы и фрукты» (1963), «Натюрморт с баклажанами» (1960), «Натюрморт с лимоном» (1991).

В своих натюрмортах художник создаёт динамичные композиции, превращая этот жанр в исключительно живой. Динамика цветовых контрастов, открытых композиций, пастозных мазков захватывает и увлекает. Хочется рассматривать работы мастера, любуясь каждым предметом и деталями. Всего несколько точных движений кисти — и вот лимон, настоящий, мясистый, с толстой жёлтой кожурой, лежит на синем блюде, привлекая своей натуральностью. В серии «натюрмортов к пиву» копчёные рыбы написаны настолько правдоподобно, что невольно вызывают аппетит. В летних натюрмортах яркие букеты словно источают цветочный аромат, а спелые овощи и фрукты зовут попробовать. И во всей этой феерии впечатлений цвет становится главным дирижёром: он задаёт настроение картины, рождает музыку искрящихся впечатлений и какое-то необыкновенное, очень доброе и милое настроение, желание жить и радоваться.

Живописец пишет с коровинским темпераментом, работая широкими энергичными мазками, превращая даже пару предметов на холсте в мастерскую композицию, достойную восхищения. Лаконизм и тонкое чувство колорита – вот, пожалуй, главные отличительные качества, присущие его работам.

Особенное место в творчестве Петра Будкина занимает пейзаж. Художник создаёт камерные композиции, наполняя их воздухом и светом. Работы, написанные маслом на картоне или холсте, сохранили свежесть первого впечатления и словно дышат одним с нами воздухом. Автор наполняет свои произведения звуками, запахами, создаёт иллюзию живого присутствия зрителя в атмосфере пейзажа. Смотришь — и словно слышишь и чувствуешь, как скрипит под ногами снег («Морозный день», 1977), шумит городская дорога («Первомайский проспект», 1962), распускается нежная апрельская листва («Весенняя зелень», 1978).

Творчество Петра Будкина как чистый родник. Смотря на его работы, понимаешь, насколько эмоциональна может быть живопись, как искренне и тонко ощущает художник красоту бытия и как велика сила цвета, если кисть в руках вдохновлённого маэстро.


Юлия Муравьёва, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов России