Анатолий Осипенков — председатель рязанской организации Общероссийской общественной творческой организации «Союз фотохудожников России», участник многочисленных областных и всероссийских выставок, автор более 10 персональных вернисажей. Член Союза с 2018 года. 12 декабря Анатолий Яковлевич отметит свой 70-летний юбилей. Накануне знаменательной даты, 10 декабря, в Музейно-выставочном центре имени Е.Н. Каширина состоится открытие юбилейной экспозиции известного фотомастера «Рязанское узорочие». Мы пообщались с Анатолием Осипенковым о начале творческого пути, становлении мастерства, работе начальником управления культуры г. Рязань и об особенностях юбилейной фотовыставки. Корр. — Как
Вы начали заниматься фотографией? А.О. – Сразу
даже самые выдающиеся мастера фотоискусства не начинают работать
профессионально. Каждый проходит определенный этап обучения. Я считаю себя
счастливым человеком, потому что захватил эпоху «мокрой фотографии» — когда мы
имели дело с пленкой на 36 кадров, закрепителями и проявителями. О цифровой
съемке мы не имели ни малейшего представления. Так случилось, что я
воспитывался в интернате в городе Смоленск. И однажды к нам в школу пришел очень
интересный человек, заслуженный артист России, актер Смоленского драматического
театра Виктор Иванович Макаров. Он занимался фотографией и киносъемкой, открыл
в школе фотокружок, в который я записался в 5-6 классе. В скором времени я
купил себе свой первый фотоаппарат «Школьник». Мои первые снимки сохранены –
находятся в домашнем альбоме. Корр. – Могли бы тогда предположить, что свяжете свою жизнь
с фотоискусством? А.О.
– Да, я уже начинал это чувствовать. В 8-9 классе меня еще
больше увлекло фотодело — купил себе фотоаппарат «ФЭД». В школе мы принимали
участие во всех мероприятиях, фотографировали их и выпускали газету. Когда закончил
10 классов, встал вопрос: «Куда поступать учиться?». Первый настрой — поступить
во ВГИК. Я удачно сдал экзамены и получил хорошие баллы, даже прошел коллоквиум!
Но для обычного мальчишки поступить туда оказалось невозможно... Пришлось
искать другую профессию. Тогда наша семья переехала в Рязанскую область — в город
Ряжск. Я отучился в Училище №8, которое готовило аппаратчиков для завода
химических волокон. Однако, и там мой путь тесно был связан с творчеством,
потому что на базе образовательного учреждения действовал кино-фотокружок.
У руководителя имелась кинокамера «Нева 2-М». Именно тогда я «переключился» на
киноискусство. Корр. – Как складывался Ваш творческий путь в дальнейшем? А.О.
– Я тесно сотрудничал с Ряжской районной газетой «Авангард»,
был внештатным фотокорреспондентом. Позже ушел в армию, где продолжал
фотографировать армейскую жизнь, мои снимки публиковались в армейских газетах.
Помню, мне даже выделили отдельную комнату для фотолаборатории. А когда пришел
из армии, меня взяли в штат Ряжской районной газеты на должность
фотокорреспондента. Параллельно поступил в Шацкое культурно-просветительское
училище на специализацию «Руководитель кино-фотостудии». Через 2 года отделение
закрыли, меня перевели в Белгородское училище искусств. Моя дипломная работа
была связана с Рязанью: я защитил фильм «Мне хочется Вам нежное сказать...» об
открытии памятника Сергею Есенину на Трубеже. Так, я получил специальность руководителя-режиссера самодеятельных кинофотостудий. Корр. – Как нам известно, Вы также окончили режиссерское
отделение Рязанского института культуры. Что Вас мотивировало продолжить
образование? А.О.
– Это было осознанное решение. В дальнейшем образование
режиссера-организатора мне очень пригодилось. После учебы меня пригласили
работать в детской киностудии «Волна» Рязанского приборного завода. Дети
обучались киноискусству, снимали интересные фильмы на различные темы. Также мы
ездили на конкурсы и фестивали, становились лауреатами самых престижных из них.
Корр. – Можно ли сказать, что в этот период Вы больше
занимались киноделом? А.О.
– Знаете, занятия фотографией я никогда не оставлял. К тому
же, был членом Фотоклуба «Ока», регулярно принимал участие в организованных
выставках и конкурсах. Мои снимки печатались уже и в областных изданиях –
например, в «Приокской правде», «Рязанском комсомольце», а также в известных
журналах «Журналист» и «Советское фото». Кроме того, в киностудии я организовал
такую программу обучения детей, что первый этап — это изучение фотографии. И
только когда была изучена первооснова, ребята приступали к освоению режиссерских и операторских навыков. Корр. – У Вас интересный творческий путь. Есть ли у Вас
любимые жанры фотосъемки? А.О.
– В принципе, со школьных лет и до получения
профессионального образования я снимал все. Однако до сей поры мой самый любимый
жанр — это репортажная съемка. Люблю снимать живое действие: праздник,
событие, мероприятие. Корр. – Как Вы считаете, что является основой фоторепортажа?
А.О.
– Основа репортажа — терпение, острота взгляда,
наблюдательность. Результат будет только тогда, когда ты неспешно, чутко ждешь
заветное мгновение. Событие происходит быстро, и ты внутри уже «на старте», но
не спешишь. Это магия момента. Иногда из 200-300 сделанных кадров лишь один
снимок может быть настоящим — передающим настроение, чувства и эмоции. Корр. – А как быть, если «заветное мгновение» не приходит? А.О.
– Да, такое случается на мероприятиях — не «ловится» тот
самый яркий момент. Тогда я надеваю на камеру длиннофокусный объектив и ищу
портреты, выразительные лица, эмоции. Только раньше было проще фотографировать
людей. Сейчас же думаешь: как человек отнесется к тому, что его
сфотографировали, предварительно не спросив разрешения. Корр. – В начале 90-х Вы занимали должность начальника
управления культуры Рязани. Расскажите подробнее об этом периоде. А.О.
– После 20-ти лет работы в киностудии «Волна» Рязанского
приборного завода мне предложили стать директором Дома культуры «Красное знамя» этого же предприятия.
Специфика работы изменилась, ощущалась большая ответственность. Нам удалось
преобразовать помещение учреждения, сделать его удобнее и комфортнее. Проработал
директором Дома культуры до 1993 года. Именно в это время произошли изменения в
структуре власти, мне предложили должность начальника управления культуры
города. Корр. – Какие яркие моменты и достижения, связанные с
работой в управлении культуры, можете вспомнить? А.О.
– Самое большое достижение — это, безусловно, празднование
900-летия Рязани. К нему мы готовились на протяжении трех лет. Была создана
режиссерско-постановочная группа, с которой мы придумывали, организовывали и
репетировали каждое мероприятие. Таким образом, создавалась общая концепция
масштабного торжества. Корр. – Кто вошел в режиссерско-постановочную группу? А.О.
– Главным режиссером был кандидат педагогических наук,
преподаватель Рязанского института культуры Николай Ярошенко. Также в нашу
группу вошли высокопрофессиональные режиссеры-постановщики театров Рязани,
сотрудники учреждений культуры Рязани и районов. К примеру, главный режиссер
управления культуры Сергей Борисович Полупанов поставил к этой дате
исторический спектакль о Евпатии Коловрате, который мы показали на Кремлевском валу.
Рязанские СМИ также активно освещали события, но, к сожалению, опубликованные материалы
не сохранились. Сейчас я продолжаю переписывать личные архивы с пленок на «цифру»,
но требуется профессиональная обработка. Корр. – Трудно ли было контролировать процесс организации
мероприятий? А.О.
– Очень трудно, потому что отдельные события были
экспериментами на грани фола. Так, одно из мероприятий — это праздничная
вереница по городу. С группой мы собрали все творческие коллективы области –
даже из самых отдаленных районов. В этом нам помог прежний директор областного
научно-методического центра народного творчества Вячеслав Васильевич Коростылев.
Впервые в исполнении Валентины Толкуновой прозвучал гимн Рязани «О, Кремли!», написанный поэтом,
бардом Нурисланом Ибрагимовым и композитором Александром Ильиным. Я был
свидетелем, как люди, слушающие этот шедевр, плакали — настолько было
трогательно, душевно и патриотично. В целом, насыщенная праздничная программа
длилась 10 дней. Несмотря на тяжелое время, в мероприятиях празднования официально
было задействовано около 1,5 тысяч человек. Также были люди, которые принимали участие в организации и
проведении торжества на безвозмездной основе. Думаю, их было столько же. Корр. – Когда становились председателем регионального
отделения творческой организации, понимали, что могут возникнуть трудности? А.О.
– Конечно. Трудность одна — это пассивность участников объединения.
Наверное, это во всех творческих организациях происходит в наше время. Лично
мне быть вне коллектива очень сложно. Поэтому и вступил в Союз в 2018
году. Ведь это общество единомышленников, которых связывают общие дела. Сейчас
мы ждем съезда Союза фотохудожников России — будет принят новый Устав. На его основе будем осуществлять реорганизацию и внутри регионального отделения. Корр. – Какие перспективы развития регионального отделения
СФР Вы видите? А.О.
– Первостепенная задача — это привлечение молодых фотографов. Сейчас
большинство молодых людей, овладевших навыками фотографии, используют фото с
целью получения прибыли. Они не хотят заниматься творчеством, вступать в Союз,
показывать свой потенциал. Корр. – Но ведь можно совмещать коммерческую и творческую
стороны фотоискусства... А.О.
– Безусловно, но не всем это удается. Иногда происходит так,
что мастера с головой уходят в коммерцию, а на искусство времени практически не
остается. И наоборот... Яркий пример — замечательный фотохудожник Андрей
Павлушин, который легко совмещает и коммерческую сторону фотодела, и яркое,
образное, живое творчество. Это большой профессионал. Все-таки навыки, которые
ты имеешь как творческий человек, как художник — помогают и в коммерческой
деятельности. Опыт и профессионализм определяют многое, в том числе и конечный
результат. Корр. – Сказывается ли управление Союзом на Вашем творчестве? А.О.
– Много времени отнимает организационная и учетная работа в
Союзе. К тому же, я и сам совмещаю коммерческую деятельность и творческую — у
меня свой фотобизнес. Получается 3 в 1. В наше время без дополнительных средств
заниматься творчеством сложно: необходимо дорогое оборудование, фотоаппараты,
печать фотографий для выставок. Но точно могу сказать: без творческой
составляющей не мыслю себя. Корр. – Без фотоаппарата Вы, наверное, уже никуда не ходите.
Фотодело — это Ваша жизнь. А какие у вас
есть хобби? А.О.
– Мои родные и друзья это очень хорошо знают... Я люблю кулинарию!
Моя мама была профессиональным поваром, поэтому с детства меня привлекало это. Помню,
однажды мне вместо детской машинки купили игрушечную посуду. И мы с бабушкой и
мамой готовили: они — на настоящей посуде, я — на игрушечной. По сей день
кулинария меня необычайно привлекает — около 7 лет назад я купил себе казан и
начал его осваивать. Это уникальный кулинарный инструмент, в котором можно готовить
практически все блюда! Также на постоянной основе я участвую в кулинарных,
гастрономических конкурсах, которые проходят в Рязанской области. Корр. – Поговорим о предстоящей юбилейной выставке «Узорочие Рязанское» (Но все секреты раскрывать не будем). В чем смысл названия? А.О.
– Знаете, когда я читал древнюю повесть «О разорении Рязани
Батыем» (1237 год), то меня особенно зацепил следующий момент: князь подходит к
своему войску и произносит: «Удальцы и резвецы, узорочие и воспитание
рязанское...». В принципе, «узорочие» — это архитектурный термин, красота и
изящество форм. В повести же этому понятию придается более широкое значение –
красота и открытость души, высокая духовность, озорство и умение праздновать.
Ведь, если это было нужно — люди стояли насмерть, а в часы веселья могли громко
праздновать! Корр. – Какое значение в повести имеет слово «воспитание»? А.О.
– На мой взгляд, воспитание в историческом контексте — это
принадлежность к земле. Воспитание может быть новгородским, костромским,
ярославским, московским. А у нас — рязанское. Именно красоту и открытость
рязанцев, самые яркие и удивительные моменты зрители смогут увидеть на
фотографиях, представленных на выставке. Корр. – В чем особенность экспозиции? А.О.
– Главная особенность в том, что она состоит из нескольких блоков: «Станция детство», «Узорочие Рязанское», «Взгляд.
Просматривая архив», «Звучала музыка в саду у дяди Вани», «Ласково. Территория
Любви», «Пологое Займище». В экспозиции будет представлено тематическое и
жанровое многообразие произведений. Также к юбилейной выставке выпущено
издание, которое содержит самые яркие фотографии и воспоминания родных, друзей
и коллег. Все секреты раскрывать не буду, основное действие — на выставке! |