СТАТЬИ

На грани жизни...

Дарья Орешина •  6 декабря 2021

3 декабря в Рязанском областном театре драмы состоялась премьера спектакля «Иванов».

Выход в свет одноименной пьесы А.П. Чехова состоялся в 1887 году на сцене Театра Корша, где сегодня располагается Театр наций. Долгие годы постановка в различных режиссерских интерпретациях, с самыми разнообразными метафорическими и реалистическими решениями показывалась на сценах ведущих российских театров - МХАТа, Ленкома, МТЮЗа, Театра наций. Рязанский театр драмы не стал исключением...

Драму в 1-м действии поставил современный московский режиссер, выпускник ГИТИСа Дмитрий Акриш, плодотворно работающий в ведущих театрах России и различных зарубежных стран. В 2019 году мастер представил на сцене Рязанского театра драмы полный контрастов спектакль «Фауст», который вошел в Long List  Российской национальной премии «Золотая маска».

В настоящей постановке задействованы как ведущие, так и молодые артисты театра: Валерий Рыжков, Анастасия Бурмистрова, Роман Горбачев, Никита Левин, Никита Московой-Руссо, Екатерина Кишева, Дарья Егорова.

Театральное действие начинается еще до третьего звонка: входящие в зал зрители становятся свидетелями экспозиции, тонко описывающей напряженность внутреннего мира героев. Интеллигентный, но почти разорившийся помещик Николай Иванов (Валерий Рыжков) и его неизлечимо больная жена Анна Петровна (Анастасия Бурмистрова) эмоционально передвигаются по сцене, тем самым создавая образ полностью опустошенных людей, значительную часть жизни которых занимает боль и страдания.

Сюжет трагической пьесы А.П. Чехова знаком большинству людей еще со школьных лет. Главный герой не может найти себя в этом мире, где утром он нервно общается со своими близкими, решая возникающие проблемы, а вечером по причине острой «скуки» ездит в гости к богатым соседям Лебедевым, чтобы отвлечься от обыденных забот. Между Ивановым и дочерью Лебедевых Сашей возникает симпатия, со временем переходящая в любовь, которая дарит героям надежду на счастье в новой жизни.

Однако, чтобы продемонстрировать невозможность сокровенной мечты и обреченность персонажей, режиссер вводит кольцевую композицию в действие спектакля и слегка изменяет его финал. После смерти больной жены Николай Алексеевич намеревается жениться на Саше, но в последний момент решает отказаться от свадьбы. Его душа переполнена знакомыми, тянущими «на дно» чувствами и скукой. Шанса начать жизнь заново нет: все те же слова, те же просьбы и требования, те же интонации... Зрители будто переносятся в начало пьесы, только место Анны Петровны теперь занимает молодая импульсивная невеста. Осознав невозможность светлого будущего, тотальное одиночество и «цикличность» бытия, Иванов стреляет в себя. Только таким автору представляется конец жизни героя в контексте темы «лишнего человека».

«Всем от него что-то нужно. И он подобным образом пытается освободить всех от себя. Но в пьесе ничего не может измениться: найдут и другого героя на это место».
(Валерий Рыжков, исполнитель роли Николая Иванова)

Примечательно, что в постановке Дмитрия Акриша количество действующих лиц и сюжетных линий драмы значительно сокращены, чтобы глубже прочувствовать внутренний мир и переживания героев, динамику и напряженность жизни героев, театрального действия. Впрочем, текст А.П. Чехова сохранен, ведь именно найденные автором слова и фразы ярко передают страдания людей, их психологическое расстройство и безысходность.

Обозначая актуальность и злободневность поднимаемых проблем в современном мире, режиссер также преднамеренно привносит в поведение людей запрещенные в XIX столетии манеры общения, встраивает в классику современный, несвойственный для того времени стиль одежды. Это приближает героев XIX столетия к жителям XXI века. У людей разных поколений одна цель — не потерять себя в быстротечном потоке событий и не обесценить свою душу.

Явная пустота внутреннего мира героев ярко передается и отсутствием сценических декораций, музыки и световых и звуковых спецэффектов: на сцене зрители видят лишь одну залу, ограниченную старыми, грязными стенами, символизирующими пространство квартиры. Единственный появляющийся звук — беспокойный стук сердца, который наряду с эмоциональными криками и импульсивными интонациями персонажей создает еще более тревожную атмосферу. Подобный режиссерский подход выдвигает на первый план именно чувства героев, их душевное состояние и острый конфликт.

К слову, значимая часть драматического действия вовсе скрыта за декорации и происходит за «немыми» стенами. Так, зрители не видят тех переломных обстоятельств, которые вгоняли Иванова в тоску — они слышат лишь громкие комментарии, звуки посуды, символизирующие застолье, и видят последствия общения с другими персонажами, выражающиеся в неуравновешенном поведении и эмоциональных жестах, движениях главного героя. Решающий выстрел также скрыт от глаз зрителей. За ним – пустота....

Актеры не выйдут на поклон... Занавес не будет опущен... После премьеры режиссер спектакля «Иванов» Дмитрий Акриш отметит: «Для меня выход со сцены, из театра — как уход из храма. Он вынесен за рамки...».

Эмоционально напряженная, сложная театральная постановка раскрывает слабости и пороки человеческого общества. Они — вне времени... Многие зрители смогли увидеть со стороны свое поведение, мысли, поступки и, вероятно, решили изменить свое отношение к жизни и к своей душе раз и навсегда. 

Фото Рязанского театра драмы