3 декабря в Рязанском
областном театре драмы состоялась премьера спектакля «Иванов». Выход в свет одноименной
пьесы А.П. Чехова состоялся в 1887 году на сцене Театра Корша, где сегодня
располагается Театр наций. Долгие годы постановка в различных режиссерских
интерпретациях, с самыми разнообразными метафорическими и реалистическими
решениями показывалась на сценах ведущих российских театров - МХАТа,
Ленкома, МТЮЗа, Театра наций. Рязанский театр драмы не стал исключением... Драму в 1-м
действии поставил современный московский режиссер, выпускник ГИТИСа
Дмитрий Акриш, плодотворно работающий в ведущих театрах России и различных
зарубежных стран. В 2019 году мастер представил на сцене Рязанского театра
драмы полный контрастов спектакль «Фауст», который вошел в Long List Российской национальной премии «Золотая маска». В настоящей постановке
задействованы как ведущие, так и молодые артисты театра: Валерий Рыжков,
Анастасия Бурмистрова, Роман Горбачев, Никита Левин, Никита Московой-Руссо,
Екатерина Кишева, Дарья Егорова. Театральное действие
начинается еще до третьего звонка: входящие в зал зрители становятся
свидетелями экспозиции, тонко описывающей напряженность внутреннего мира
героев. Интеллигентный, но почти разорившийся помещик Николай Иванов (Валерий
Рыжков) и его неизлечимо больная жена Анна Петровна (Анастасия Бурмистрова)
эмоционально передвигаются по сцене, тем самым создавая образ полностью
опустошенных людей, значительную часть жизни которых занимает боль и страдания. Сюжет трагической пьесы
А.П. Чехова знаком большинству людей еще со школьных лет. Главный герой не
может найти себя в этом мире, где утром он нервно общается со своими близкими,
решая возникающие проблемы, а вечером по причине острой «скуки» ездит в гости к
богатым соседям Лебедевым, чтобы отвлечься от обыденных забот. Между Ивановым и
дочерью Лебедевых Сашей возникает симпатия, со временем переходящая в любовь,
которая дарит героям надежду на счастье в новой жизни. Однако, чтобы
продемонстрировать невозможность сокровенной мечты и обреченность персонажей,
режиссер вводит кольцевую композицию в действие спектакля и слегка изменяет его финал. После смерти больной
жены Николай Алексеевич намеревается жениться на Саше, но в последний момент
решает отказаться от свадьбы. Его душа переполнена знакомыми, тянущими «на дно»
чувствами и скукой. Шанса начать жизнь заново нет: все те же слова, те же
просьбы и требования, те же интонации... Зрители будто переносятся в начало
пьесы, только место Анны Петровны теперь занимает молодая импульсивная невеста.
Осознав невозможность светлого будущего, тотальное одиночество и «цикличность» бытия,
Иванов стреляет в себя. Только таким автору представляется конец жизни героя в
контексте темы «лишнего человека».
«Всем от него что-то нужно. И он подобным образом пытается освободить всех от себя. Но в пьесе ничего не может измениться: найдут и другого героя на это место». (Валерий Рыжков, исполнитель роли Николая Иванова) Примечательно, что в
постановке Дмитрия Акриша количество действующих лиц и сюжетных линий драмы
значительно сокращены, чтобы глубже прочувствовать внутренний мир и переживания
героев, динамику и напряженность жизни героев, театрального действия. Впрочем,
текст А.П. Чехова сохранен, ведь именно найденные автором слова и фразы ярко
передают страдания людей, их психологическое расстройство и безысходность. Обозначая актуальность и
злободневность поднимаемых проблем в современном мире, режиссер также
преднамеренно привносит в поведение людей запрещенные в XIX столетии манеры общения, встраивает в классику современный,
несвойственный для того времени стиль одежды. Это приближает героев XIX
столетия к жителям XXI века. У людей разных
поколений одна цель — не потерять себя в быстротечном потоке событий и не
обесценить свою душу. Явная пустота
внутреннего мира героев ярко передается и отсутствием сценических декораций,
музыки и световых и звуковых спецэффектов: на сцене зрители видят лишь одну
залу, ограниченную старыми, грязными стенами, символизирующими пространство
квартиры. Единственный появляющийся звук — беспокойный стук сердца, который
наряду с эмоциональными криками и импульсивными интонациями персонажей создает
еще более тревожную атмосферу. Подобный режиссерский подход выдвигает на первый
план именно чувства героев, их душевное состояние и острый конфликт. К слову, значимая часть
драматического действия вовсе скрыта за декорации и происходит за
«немыми» стенами. Так, зрители не видят тех переломных обстоятельств,
которые вгоняли Иванова в тоску — они слышат лишь громкие комментарии, звуки
посуды, символизирующие застолье, и видят последствия общения с другими
персонажами, выражающиеся в неуравновешенном поведении и эмоциональных жестах,
движениях главного героя. Решающий выстрел также скрыт от глаз зрителей. За ним
– пустота.... Актеры не выйдут на
поклон... Занавес не будет опущен... После премьеры режиссер спектакля
«Иванов» Дмитрий Акриш отметит: «Для меня выход со сцены, из
театра — как уход из храма. Он вынесен за рамки...». Эмоционально
напряженная, сложная театральная постановка раскрывает слабости и пороки
человеческого общества. Они — вне времени... Многие зрители смогли увидеть со
стороны свое поведение, мысли, поступки и, вероятно, решили изменить свое
отношение к жизни и к своей душе раз и навсегда. Фото Рязанского театра
драмы |