СТАТЬИ

По страницам памяти моей...

Валерий Ушаков •  1 ноября 2021

                                                                                                                                                                                                          Я патриот! Я воздух русский,

                                                                                    Я землю русскую люблю…

Павел Коган

Родина – мать, умей за неё постоять.

      ***                       

Не тот пропал, кто в беду попал,

а тот пропал, кто духом упал.

Русские пословицы

 

Воспоминания о минувшей Великой Отечественной войне не дают покоя моей беспокойной душе. Оживают в памяти свежие страницы из далёкого, отнюдь не «золотого детства», страницы тревожных фронтовых будней…

Вновь перечитываешь письма, поздравления верных товарищей и друзей, прежде всего, поздравления в стихах. Вновь берёшься за карандаш и заново пишешь свою автобиографию. Словно подводишь итог прожитому… Так случилось и в этом году — в год 76-летия Великой Победы…

На моём творческом счету более 60 научных трудов и 23-х изобретений. Звания, награды в мирной жизни – изобретатель Советского Союза, лауреат Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР… Посчастливилось мне и неоднократно публиковаться в районной печати…

Родился я 3 ноября 1927 года в семье секретаря сельсовета Ивана Андреевича Ушакова в хуторе Яминском станицы Алексеевской Сталинградской области. Примечательно, что эта богатырская земля пропитана насквозь героическим духом казачества, его участием в крестьянском восстании в XVII столетии под предводительством Кондратия Булавина.

В суровом 41-м окончил школу-семилетку и поступил в 8-й класс средней школы станицы Алексеевской. Поскольку на нашу страну напали бесчисленные фашистские полчища, мы не только учились, но и помогали колхозу «Искра» на полевом стане. Как комсомольцы, с другом мы написали заявление в райвоенкомат с просьбой отправить нас на фронт. Военком ответил, что мы нужны ему грамотными. Он обязательно пошлёт нас на фронт сержантами, если мы окончим открытую в военкомате «Школу молодого бойца».

Поэтому мы с другом до обеда учились в общеобразовательной школе, а после обеда — в «Школе молодого бойца». Домой в хутор Яминский мы возвращались поздно вечером, преодолев шестикилометровый марш-бросок. Дальше — больше. Частенько, осенью и зимой, нас пятерых школьников сопровождали волки: по одному на брата. Волки шли по песчаным буграм, по соседней дороге до скотных дворов хутора Яминского. А наутро по хутору слух ползёт: у бабушки Матрёны или у деда Матвея волки через соломенную крышу сарая утащили овцу. И такое повторялось не раз…

Враг стремительно приближался к Сталинграду… В разгар Сталинградской битвы для Сталинградской области сложилась тяжелейшая ситуация. С одной стороны был Сталинградский фронт: немцы были уже в Сталинграде, а с другой — Воронежский фронт: немцы были на окраине Воронежа. В сосновом бору в прифронтовой полосе хутора Яминского располагались госпитали и склады двух фронтов, а хуторской аэродром освоил женский полк лёгких ночных бомбардировщиков ПО-2. Поэтому в окрестностях активизировалась шпионская и диверсионная деятельность врага. По хуторам прошёл слух о высадке окрест хутора Яминского ночного десанта. Органы безопасности обратились и ко мне, как к комсомольцу и охотнику-следопыту, чтобы я после своих охотничьих вылазок на природу докладывал председателю Яминского сельсовета о появлении новых неизвестных лиц в пределах нашего района. Сказано — сделано.

В результате моей лесной разведки были обнаружены три схрона (землянка на двух человек). Один схрон был обнаружен в дальнем, глухом, степном и заброшенном терновнике. Оказалось, что здесь находилась постоянно действующая вражеская база со сменяющимся составом, где нас встретили пулемётным огнём. Вызванные на помощь наши пулемётчики взяли в плен семь человек. Обнаруженное содержимое этой базы говорило о том, что сдавшиеся в плен семь парашютистов и были тем десантом, который высадился ночью, и слух о котором будоражил жителей окрестных хуторов. Всего за время Сталинградской битвы с моей помощью было задержано 12 шпионов, диверсантов и дезертиров. Всё это произошло за месяц до полного разгрома всей Сталинградской группировки фашистов.

По окончании Сталинградской битвы я побывал в Сталинграде. Увидел страшную картину: город, лежащий в руинах, и твёрдо решил уйти на фронт, дабы отомстить фашистам. Тем более, что уже окончил «Школу молодого бойца» и прошёл «тактику пехотного боя» в старинных казачьих лагерях под Урюпинском. Загорелся желанием и снова написал заявление о добровольном призыве на фронт. Военком зачитал приказ Верховного главнокомандующего, чтобы школьников из 10-х классов на фронт не брать, а отправлять их по окончании учёбы в школе в Военные училища. Но я был непреклонен в своём решении. Ведь сколько за полгода до окончания школы фашисты успеют убить наших людей?! Поэтому я хочу сам сейчас отомстить врагу! Военком сказал: «Подумаю. Приходи завтра после обеда». Так я и сделал. Военком вручил мне справку об окончании «Школы молодого бойца» с отличием и званием «Отличный боец, ефрейтор» и направление в ноябре месяце 1943 года в 32-й Запасной полк для принятия присяги.

После принятия присяги 23 февраля 1944 года меня в качестве вычислителя направили в 930-й артиллерийский полк 371-й стрелковой дивизии Третьего Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза А.М. Василевского, где я и получил боевое крещение… В кровопролитных боях под Кенигсбергом полк потерял две трети личного состава. В одном из боёв я был контужен… 19 апреля 1945 года 930-й артиллерийский полк отправили на пополнение, а затем эшелоном — на 1-й Дальневосточный фронт…

 

Гляди по сторонам и не зевай.

Пригнувшись пробивается пехота…

И руки поднимает самурай,

Прикованный к станине пулемёта.

Владимир Осинин

Меткая пуля врага найдёт.

Русские пословицы

 

Весомую помощь войскам Дальневосточного фронта на протяжении всей компании оказывали пограничники, по утверждению маршала СССР А.М. Василевского… 

Наступление советских войск проходило при упорном сопротивлении противника, с большими потерями... И всё же, 14 августа правительство Японии приняло решение о капитуляции. Однако войска Квантунской армии по-прежнему оказывали усиленное сопротивление. Нападали на наши гарнизоны, уничтожая наши склады и технику.

Вспоминается нелёгкий поход на Порт-Артур. Однажды ночью, впереди колонны послышался резкий взрыв. Оказывается, японцы подорвали штабную машину полка. И в это же время застрочил станковый пулемёт японцев. Я не растерялся, в один миг спрыгнул с машины и прямой наводкой тремя выстрелами из карабина уничтожил вражеский расчёт. Примечательно, что утром, на построении комполка, полковник Цыкин торжественно вручил мне первую медаль — «За боевые заслуги»…

Последний бой с тысячной группировкой японцев произошёл в тайге, где у них был развёрнут палаточный лагерь…. Мы заставили их сдаться по первому снегу… Были взяты в плен три генерала штаба дивизии со всей их группировкой. Но нашему 930-му артиллерийскому полку враг нанёс ощутимый ущерб.

Ночью был взорван склад с оружием и боеприпасами и караульное помещение. Мало того, у нас в дивизии начали умирать бойцы от высокой температуры при неизвестном доселе заболевании. И врачи госпиталя ничем не могли помочь. Из Москвы срочно вызвали медицинскую комиссию, которая докопалась до причины случившегося. Это японцы оставили нам «подарок» в виде биологического оружия, которое разрабатывалось в секретной лаборатории Маньчжурии в «отряде №731». Переносчиком этой смертельной болезни оказался комар. Из японских казарм московские врачи выселили нас в армейские палатки. К прибытию московской медкомиссии из 100 человек выжил лишь один (психически нездоровый боец). Поэтому вторым самолётом нам доставили вакцину. После вакцинации бойцов смертность среди нашей дивизии прекратилась.

Нам сообщили, что работа японской военной биологической лаборатории «отряда №731» была вскрыта нашей разведкой ещё до войны и то, что японцы разработали избирательное биологическое оружие здесь в Маньчжурии. Это оружие не действует ни на японцев, ни на китайцев. Зато оказалось оно для наших красноармейцев смертельным. И японцы заранее проверили это на наших пленных красноармейцах. Поэтому наши военные медики работали над противоядием уже давно.

И в настоящий момент вакцина пришлась, как никогда, кстати. Правда, бойцы тяжело перенесли вакцинацию, с поднятием высокой температуры. Но без смертельных исходов. Преступление японцев по воле случая оказалось безнаказанным! Ибо начальника преступного японского «отряда №731» американцы забрали под своё крыло, и он успешно продолжал трудиться в одной из четырёхсот военных биологических лабораторий США, раскиданных по всему миру. По всей вероятности, зловещим результатом этой работы и стал коронавирус, от которого нередко страдают и умирают в наши дни жители планеты Земля! 

По приказу Верховного главнокомандующего мне пришлось оказывать военную помощь 8-й революционной армии Китая, отступавшей к границам СССР под напором армии Чан Кайши. Артиллерийским шквальным огнём группировка войск Чан Кайши была разгромлена и больше не тревожила войска 8-й революционной армии Китая в Маньчжурии.

После этого наш 930-й артиллерийский полк был выведен на свою территорию, и я оказался основным наводчиком зенитной артиллерии в 78-м дивизионе бронепоездов на станции Гродеково, который в конце 1946 года был расформирован…

 

Велика наша Родина, и везде солнышко.

Русская пословица

Впереди — долгожданное возвращение на Родину…

Пассажирский поезд «Порт Дальний – Москва» через всю Маньчжурию доставил нас по КВЖД на трассу «Владивосток – Москва». Всю дорогу по Маньчжурии, на всех станциях и полустанках с радостью великой встречали нас нарядные русские девчата с охапками полевой душистой ромашки! Всё говорило о том, что мы русские солдаты не чужие здесь в Маньчжурии. И это нас очень радовало!

Через 10 дней мы были уже в Москве. Далее я пересел в поезд «Москва — Сталинград», который довёз меня до станции «Филоново». Встретившие меня родственники, доставили меня в родной хутор Яминский. Три дня гуляли наши яминские казаки: лихо пели и плясали! Радовались, что, спустя шесть с половиной лет сын председателя Сельсовета Ивана Андреевича Ушакова с победой вернулся домой! Вернулся на родину цел и невредим, после участия в Великой Отечественной войне, войне с милитаристской Японией и Корейской войне.

На третий день моего пребывания на родине я навестил свою крёстную в станице Алексеевской, тётю Пашу Болтышеву, добрейшей души человека. Вместе с ней мы побывали в станице у её родных. Из беседы с отцом выяснилось, что в районе, в сельском хозяйстве после войны – полная разруха… Отец посоветовал мне, не теряя время, уехать в Дагестан к тёте Насте. Она и её родственники жили в Дербенте, а в райцентре, в горах, в Маджалисе до болезни жила моя мать Полина Васильевна, которая там и была захоронена во время войны. После изготовления памятника и его установки на могиле матери я возвратился в Дербент и остановился на постой к тётушке Насте.

Дербентский горком комсомола, учитывая все мои армейские характеристики, направил меня по комсомольской путёвке старшим вожатым в железнодорожную среднюю школу Дербента. В этой школе царил полный развал учебного процесса.

И мне, вместе с директором, предстояло срочно наладить работу школы — так решил горком комсомола Дербента. Всё это надо было наладить в школе, где сама обстановка напоминала суровую эпоху педагогики Макаренко…

Школьники, бывало, доходили до поножовщины. А учителя во время педсовета, попросту, занимаются, чем попало: кто семечки лузгает, кто вяжет, а кто-то читает. Какой позор!! Мы с директором школы начали с дисциплины. Дисциплины во всём. Возродили самодеятельность: организовали духовой оркестр и игру на других музыкальных инструментах. Ребят я увлёк вылазками в горы, в район крепости Шамиля. Организовали за городом занятия по стрельбе с последующим участием школьников в соревнованиях по стрельбе. На удивление города школа потихоньку стала оживать. Хотя, поначалу дело доходило из-за нарушения дисциплины до того, что директор на педсовете падал в обморок и приходилось вызывать скорую…

Отрадно, что наша школа, не смотря ни на что, в конце первого года её нормального функционирования заняла первое место в России по всем показателям! А я, окончив 10-й класс школы рабочей молодёжи Дербента, получил аттестат зрелости и поступил на первый курс радиотехнического факультета МЭИ (Московского энергетического института). Несмотря на то, что директор никак не хотел меня отпускать, утверждая, что у меня – богом данные стать педагогом. Отпустил лишь с условием, если я не поступлю в МЭИ, то вернусь в Дербент. И он обязательно поможет мне поступить на заочное отделение Педагогического института.

К счастью, я сдал экзамены и был принят на I курс РТФ МЭИ, который успешно закончил в 1958 году. Впоследствии окончил и Институт патентоведения. Работая в ОКБ МЭИ на этапе дипломного проектирования, разработал автоматический дешифратор сигналов для космических аппаратов в радиотехническом филиале КБ-1 Королёва. Радостно сознавать, что этот прибор был использован на борту первой серии искусственных спутников Земли СССР. И уже 4 октября 1957 года я принимал сигналы с первого советского искусственного спутника Земли!

Мною разработан бортовой прибор «Триада». «Триада» была использована в космических экспериментах в 1980 году в рамках новой научно-исследовательской работы (НИР). Руководителем и одновременно ответственным исполнителем от Министерства обороны в ЦНИИ МО назначили гражданского служащего военного института В.И. Ушакова. Воистину, редкий случай, когда в военном институте руководителем НИРа был назначен не генерал или полковник, а гражданский служащий! Работа была выполнена успешно и в срок. Важно отметить, что спустя 11 лет данный эксперимент повторили американцы…

В 1961 году произошла моя судьбоносная встреча с первым космонавтом мира Юрием Алексеевичем Гагариным. Встреча, которая перешла в плодотворное сотрудничество после назначения Гагарина заместителем начальника Центра подготовки космонавтов… Вплоть до трагической гибели Ю.А. Гагарина.

Посчастливилось мне работать и с академиком С.П. Королёвым в г. Калининграде (ныне г. Королёв)… За успешную трудовую созидательную деятельность я был награждён почётным знаком «Изобретатель Советского Союза». И особый вклад внёс в дело развития отечественной космонавтики, ибо около полувека жизни отдал на благо и процветание нашей великой Родины.

Диву даёшься, как на всё хватало у меня времени: на изобретения и на общественную работу заместителя председателя профкома института!

Ветеран войск ПВО, ПРО, ПКО и ветеран 2-ЦНИИ МО, в настоящее время проживаю я в Рязани. В Рязани живут и успешно трудятся любимые дочь и внучка, посвятившие себя гуманной профессии врача.

Как и прежде, я всегда в строю. Занимаюсь военно-патриотическим воспитанием молодого поколения — будущих защитников Отечества. Встречаюсь с молодёжью, ветеранами, сотрудниками библиотек. По-прежнему — желанный гость в ВУЗах, в военных училищах, в школах, в детских садах… Медведь на ухо не наступил, а потому с восторгом и радостью душевной, при случае, исполняю русские народные песни и романсы… Беспокойная память о событиях самой бесчеловечной, Великой Отечественной войны живёт в моём сердце и поныне… Ещё будучи бойцом, неравнодушным к страданиям народа, война побудила меня взяться за перо:


Бился насмерть Сталинград,

Защищая Волгу.

Сыпался снарядов град

В тех, кто верен долгу…


В тревожные 90-е, попросту, не смог остаться в стороне, написав сатирическую поэму на Бориса Ельцина — «Боль моя — Русь-матушка». Истинно веря в возрождение России, в светлое будущее народа русского, с пламенным оптимизмом завершил поэму:


Русь, когда ж проснёшься ты

От заморской «наркоты»?

Встань же в рост с своих колен,

Крикни вдруг: «Долой всю лень, —

Я сама, Россия-мать,

Дам народу благодать!»

Всем сказать я не боюсь,

Верю, что проснётся Русь!


 ***

Валерий Иванович Ушаков - участник Великой Отечественной войны, участник войны с милитаристской Японией, участник Корейской войны в 1950-1951 годы, участник боевых действий по оказанию военной помощи Армии Мао Цзэдуна против армии Чан Кайши в Манчжурии в 1946 году; инвалид I группы. В мирное время отдал 50 лет (непрерывного стажа) работы оборонной науке в области ПВО, ПРО, ПКО. Изобретатель СССР. Родился 3 ноября 1927 года в хуторе Яминском Сталинградской области.


ПОСВЯЩЕНИЯ ВАЛЕРИЮ УШАКОВУ

СТИХИ ДРУГА


 НАШЕМУ НЕЗАБВЕННОМУ ВЕТЕРАНУ-МЕНЕСТРЕЛЮ

 Наш аксакал, маяк неугасимый,

Порадуй песней, знатный наш певец.

Народной нашей, столь необходимой;

Та, что доходит до людских сердец.

Твой голос украшает нам застолье,

И искренние радуют стихи.

В них шелест дат, твоя земная доля;

И отклик лет военных тех лихих.

Спой, Ушаков, а мы тебе подтянем;

Спой, наш почётный, славный ветеран.

От песни на душе светлее станет,

Песнь добрая — бальзам душевных ран.


БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Бессмертный полк живым потоком,

Бессмертной памяти верны,

Несут спасённые потомки,

Живых свидетелей войны.

Портреты тех, кто не прогнулись

И зло сумели усмирить.

И вот сегодня к нам вернулись,

Чтоб День Победы освятить.

От стен Москвы и до Рейхстага

Все круги адовы прошли…

И, завершив Победным флагом,

Спасенье миру принесли!

Вы нынче с нами, с вашей сменой.

И наша память — скромный дар.

Несёт портреты Полк бессмертный

По всей Планете — млад и стар.


ВАЛЕРИЮ ИВАНОВИЧУ (ОТ ДУШИ!)

Валерий свет Иванович,

С улыбкою лучистой.

Валерий свет Иванович,

Поэт наш голосистый.

Приятно, свет Иванович

Нам вновь Вас поздравлять.

За здравие по баночке,

И с Богом! В путь опять.

Всегда он в настроении,

Хандра ему чужда.

И нас берёт сомнение,

Да где ж его года?

Они кольнут, при случае,

А так, как будто нет.

Несутся песни звучные

Везде за ним вослед…

Их слушать без усталости

Готовы мы всегда.

И пусть несут без старости

Они твои года.

Пусть песни льются за полночь

И в радужный рассвет!

Да здравствует Иванович –

Певец наш и поэт!

 

    (Виктор Никулов)