СТАТЬИ

Выходить на сцену нужно с чувством подвала

Даниил Крамер •  10 октября 2014

Во вторник, 7 октября, на сцене филармонии выступили джазовое трио Даниила Крамера и оперная певица Хибла Герзмава. Хотя джазмен уже далеко не в первый раз выступает на сцене филармонии, необычная программа «Опера. Джаз. Блюз», которую он привёз в наш город, стала поводом поговорить с ним о музыке и не только.

О наградах и званиях

У меня много разных наград — я народный артист России, академик, лауреат премии Москвы. Я могу быть достойным их, недостойным, более достойным — это зависит от меня. Это всего лишь звания, которыми я горжусь, так как нахожусь в компании таких людей, как Майя Плисецкая, Булат Окуджава, но они не дают никаких гарантий. Это — лишь признание заслуг, которые задают планку, и ей надо соответствовать. Потому, что когда ты выходишь на сцену, зритель думает — «А, вот он, академик, интересно, что он нам покажет!».

Об убедительности на сцене

Для того, чтобы быть убедительным, надо верить самому себе. Для того, чтобы верить самому себе, надо либо быть полной бездарностью, либо профессионалом, у которого вера в себя зиждется на десятках лет упорного труда и проникновения в суть того, что называется искусством. Для меня, надеюсь, это второе. Я профессиональный музыкант и слова об убедительности для меня — это не мои слова, я их просто повторил. Ещё великий Генрих Нейгауз сказал — «Вы можете делать всё, что угодно, если вы умеете делать это убедительно».

О настрое на выступление

Если музыкант выходит на сцену с мыслями — кто сидит в зале, как меня будут оценивать, если я что-то не так сыграю — всё, лучше с такими мыслями на сцену не выходить. Настрой должен быть один — выхожу к вам не ноты играть, не звуки издавать. Я также не выхожу удивлять — оставляю это цирку и попсе, это они каждый раз по-своему приезжают удивлять. Если я буду каждый раз думать, кто сидит в зале — Майя Плисецкая, губернатор, президент, посол — конец концерту. Тогда не остаётся мыслей о званиях — они не помогут играть. Ты должен выходить на сцену не с чувством дворца, а с чувством подвала, где создаётся музыка. Во всяком случае, это касается меня. Я — как Христос в музыке. Ничего нет, никаких регалий — одежда, руки, инструмент, и вы в зале.

О Хибле Герзмаве

Мы с ней познакомились вскоре после того, как она взяла Гран-при на конкурсе П.И. Чайковского. Мы пересеклись на одном из концертов. Хибла — очень гибкий человек, для неё характерна столь несвойственная классическим музыкантам гибкость. Сейчас, может быть, это уже стало привычным, а где-то в 80-е годы — такого не было. У нас с ней возникла такая совместная симпатия, что как-то мы встретились и подумали- «А не подумать ли нам...?». И возникла глыба, одна из тех программ, которой я горжусь — «Опера.Джаз. Блюз».

О программе «Опера.Джаз.Блюз»

Создать её было непросто. Это — не результат месяца, даже не полугода работы, а гораздо более долгого времени. Смотришь на этот материал, как на глыбу камня, и тогда становится понятно, что имел в виду Микеланджело, когда говорил, что архитектору надо убрать из глыбы всё лишнее. Всё это рождалось в муках, много музыки было отвергнуто уже после репетиций. То, что вы видите — уже финальный, выкристаллизованный вариант.

Записала Наталья Бирюкова

Фото — Андрей Павлушин.