СТАТЬИ

Фольклор нуждается в орнаментах

Диана Смирнова, народный художник РФ •  12 ноября 2020

С большим успехом проходит выставка «Диана Алексеевна Смирнова. Кружево. К 95-летию художника» в Рязанском художественном музее.

Есть жажда творчества, уменье созидать...

Николай Майоров

***

Вечно светит Красота!..

Константин Бальмонт

***

Несите в мир Красоту, показывайте её во всех видах, Воспитывайте в ней новое поколение,
и многое, очень многое исполнится...

Всеволод Иванов

Велико дело Красота.

Малагосийская пословица

В Рязанском издательстве «Узорочье» в 2003 году вышел в свет прекрасный лирико-публицистический очерк Юрия Веденина «Сложной нити узор», посвящённый мастеру кружевоплетения, мастеру «золотые руки», народному художнику России — Диане Алексеевне Смирновой. Соизмеримо с размышлением о жизни Дианы Смирновой, автор с любовью пишет:

«...Мы рождались и росли в звоне коклюшек, пении и разговорах женщин и девчат, сидевших за плетением. Наш взор постоянно услаждали кружевные узоры на оконных занавесках, постельных подзорах, подушечных накидках и настольных. Мы с детских лет усваивали,.. важное, по сути, понятие того, что суровую крестьянскую жизнь можно и нужно украшать!»

К большому сожалению, с ростом порочной цивилизации, с засилием массовой западной культуры в России из искусства ушла спасительная Красота... Тому подтверждением волнующие пророческие строки Дианы Смирновой:

Диана Смирнова, народный художник РФ
Моя жизнь вся посвящена русской Красоте, и мне больно видеть, как губят её. Это не просто утрата какого-то ремесла, это беда, которая скоро скажется на огрубении русского характера. И мы этого допустить не должны, не имеем права...

Современная цивилизация вкупе с массовой западной псевдокультурой с момента перестройки дала свои горестные всходы. Самое печальное, что люди, прежде всего, российская молодёжь, разучились самостоятельно мыслить. Об этом же искренне размышляет и известный советский композитор Георгий Свиридов:

«Гениальное — это то, в чём сохранилось детское, целомудрие. Это душа человека... А в мире стало преобладать безобразное мышление — музыка безобразного мышления, живопись безобразного мышления, литература... Это серьёзная угроза нашему духовному существованию».

На юбилейной выставочной экспозиции представлено около 70 произведений Дианы Смирновой из фондов Рязанского художественного музея.

Диана Алексеевна Смирнова — выдающийся мастер кружевоплетения в России, родилась 2 октября в д. Анисимово Чагодощенского района Вологодской области. Вологодской области, издревле славной тончайшим изысканным кружевом...

По окончании Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, Диана Смирнова с радостью великой попала по распределению в богатое традициями народного прикладного искусства село Большая Журавинка Ряжского района Рязанской области. Приступила к работе руководителя кружевной артели им. 1 мая. И засучив рукава, погрузилась в изучение соседних традиционных центров кружевоплетения Рязанской области.

С большим энтузиазмом Диана Алексеевна трудилась и на фабрике «Труженица» города Михайлова. Как художник-новатор, Диана Смирнова внесла посильную лепту в возрождение традиционного цветного михайловского кружева! За многолетнюю созидательную творческую деятельность Д.А. Смирнова удостоена звания лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства. Награждена Золотой медалью имени В.И. Сурикова...

Отрадно, что русское традиционное кружево соизмеримо по характеру орнамента с крестьянской вышивкой и узорным ткачеством! Примечательно, что традиционное русское кружево является неотъемлемой частью древнерусского искусства. Прекрасно сознавать, что многолетней творческой деятельностью на ниве русского искусства Диана Алексеевна внесла достойный вклад в сокровищницу традиционной русской культуры Рязанского края.

Красота рукотворная Мастера — утончённа, возвышена, неповторима... Творчество Дианы Смирновой пронизано древнерусским ладом и гармонией мироздания, прекрасными цветовыми композициями, удивительно-причудливыми узорами... Кружево Художника — это песнь Света, Радости и Красоты. Красоты, которая, по-Достоевскому, спасёт мир. Поистине, искусство Дианы Смирновой есть гуманистическое искусство...

Радует взор на выставке дивное, красочное, великолепное панно Мастера «Птица счастья» (кружево сколочное, кружево цветное численное), устремлённое в светлое и прекрасное Будущее! Птица — есть олицетворение Света, счастья и добра. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», — пропел Короленко...

В ярком красочном колорите исполнен комплект «Юбилейный салют» с шестью салфетками (кружево цв. числ.). Причудливы мотивы народных полотенец «Красное-прекрасное» и «Речка» (кружево цв. числ.). В последней работе орнамент увенчан небольшими цветущими деревцами. Цветущее дерево — символ жизни. Древо жизни символизирует природное Мироздание.

Превосходно выполнен в технике сканного кружева столешник «Сады цветут в Ижеславле». О чудном столешнике восторженно размышляет Юрий Веденин:

«На полотне в традициях старинного михайловского кружева на бледно-бордовом в полоску полотне ручной работы проходит прошив тёмно-бордового с жёлто-зелёными оттенками. А ниже широкая полоса михайловских сканных кружев, выполненных в старинном ижеславском стиле. На них традиционные птицы с расширенными, как у павлина, хвостами — тёмно-бордовые орнаментальные клетки, в каждой из которых цветок, — символизирующие распустившиеся сады...».

Песенный малиновый звон искусно запечатлел Художник в проникновенном комплекте «Малиновый звон». Скатерть и салфетки (кружево цв. числ.). Окружность, круг — самая совершенная форма в природе, символ бесконечности жизни, — наиболее выражена в данных изделиях.

Напоены благодарностью к сотрудникам по традиционному русскому искусству полотенце «Великолепное», посвящённое неутомимому труженику, заслуженному деятелю искусств, Владимиру Александровичу Иванову, бывшему директору Рязанского художественного музея. Название изделия говорит само за себя. И полотенце «Изысканное», нежное, утончённое, одухотворённое, посвящённое Юрию Ивановичу Веденину. Изделия кружевные (кружево многопарное) из комплекта «Кружево судьбы»...

Чистые звонкие краски, напоённые солнечными бликами, прочитываются в превосходной коллекции «Золотые россыпи». Её составили: скатерть «Праздничная» (кружево сцепное, кружево числ.), полотенце «Волшебный лес» и салфетки «Царские» (кружево сцепное). Праздник природного Мироздания да и только!.. Символикой мудрого Востока — индийскими драгоценными камнями обрамлены салфетки и полотенце данной коллекции. Органичным продолжением кружевных изделий «Золотой россыпи» стали: скатерть «Овальная», скатерть круглая «Дворянская» (кружево сцепное, кружево числ.), салфетка «Бирюзовая» (кружево сцепное). Воистину, перед нами — волшебное узорочье, исполненное в небесной божественной бело-бирюзово-голубой палитре...

За разноцветным убранством осени непреложно последует приход Волшебницы-Зимы. Об этом повествует сказочно-прелестная прошва Дианы Смирновой «Зима морозная» (кружево сканное многопарное). Дивный терем, барышни-крестьянки, таинственно-снежные, устремлённые в небо деревья. Радостно созерцать в выставочной экспозиции «Полотенце-сувенир», полотенце «Пять бубенцов»...

Не обошла вниманием Диана Алексеевна и красоту женского одеяния. Прекрасным украшением женской одежды послужат «Воротник» (кружево цв. числ., кружево многопарное), «Воротник-вставка» (кружево цв. числ.), косынка с галстуком «Вечерняя» ( кружево сцепное). Для данных кружевных изделий характерен тонкий изысканный колорит...

Замечательно, что по стопам Дианы Смирновой, служа традиционному русскому искусству, пошла дочь Любовь Яковлевна Смирнова, которая долгое время успешно преподавала художественную вышивку в Рязанском художественном лицее № 1. Приобщилась в своё время к искусству кружевоплетения и внучка Д.А. Смирновой Ирина Миняева. Совместно с Ириной Диана Алексеевна выполнила изящные круглые салфетки из коллекции «Золотые россыпи», с вплетёнными натуральными камнями (жемчуг, агат, топаз)...

Каждое кружевное изделие Дианы Алексеевны Смирновой — красиво и неповторимо. И отличается чудесным традиционным русским орнаментом. Об этом искренне размышляет великий русский художник Николай Рерих:

«Фольклор нуждается в орнаментах. За народными сказками оказывается вышивной узор, полный исторического значения...».

Майя Мартолина

Фото Андрея Павлушина