СТАТЬИ

Принцесса сцены

Екатерина Лёхина •  28 февраля 2017

28 февраля 2017 года на сцене Рязанской областной филармонии выступит приглашённая солистка Большого театра Екатерина Лёхина. Обладательница волнующего сопрано, сейчас известна больше за рубежом, чем на своей Родине. Между тем, Екатерина Лёхина — одна из немногих россиянок, обладательниц престижной музыкальной награды «Грэмми». О роли премии в её творческой карьере, а также о том, какие партии для неё являются ориентирами, мы поговорили с Екатериной накануне концерта в Рязани.

Екатерина, чего ждать рязанским зрителям. Какую программу представите горожанам?

— Мы с Алексеем Неклюдовым, молодым тенором, завтра в вашем прекрасном зале представим программу, которая состоит из наиболее известных и любимых публикой произведений — арий, дуэтов, неаполитанских песен. Программа будет строиться блоками — прозвучат арии из «Ромео и Джульетты», «Любовного напитка» Доницетти, русские и итальянские песни, дуэт из «Травиаты» Верди.

Дуэт с Алексеем Неклюдовым будет дебютом или Вы уже выступали вместе?

— У нас было несколько выступлений, в том числе — в моём родном городе Самаре. Мы с Алексеем занимаемся у одного педагога — Светланы Нестеренко, приходим к ней, как мы это называем, на «техосмотр».

Вы обладательница премии «Гремми». За какую партию вы получили престижную музыкальную награду?

— Премию «Гремми» я получила в номинации «Лучшая оперная запись», за запись оперы финского композитора Кари Саарьяхо «Любовь издалека». Это опера, написанная на средневековый сюжет о трубадуре, о пилигриме и принцессе Клеманс, партию которой я исполняла. Сюжет очень интересный. Трубадур придумал себе образ девушки — поверил в него и влюбился, ни разу не увидев её и не зная, существует ли эта принцесса в реальности. Он слагал ей песни и стихи. Однажды пилигрим встречает принцессу Клеманс и рассказывает о любви трубадура. Она приходит в негодование, ведь они незнакомы. Позже они, действительно, встречаются, трубадур прибывает на корабле смертельно больной и умирает у принцессы на руках. Последняя сцена — очень сильная, в которой принцесса обращается к Богу в исступлении. В финале принцесса сходит с ума или умирает — трактовать можно по-разному.

Вручение премии «Грэмми» стало новым витком в вашей карьере? Поступали ли интересные предложения?

— Да, был большой резонанс, стало больше предложений поступать из России, так как изначально я свою карьеру начала строить на Западе. К сожалению, у нас специфика такая — нужно состояться за рубежом, чтобы тебя оценили, и только тогда ты становишься нужен. В России со мной также случилось. Я много выступала в Европе, Канаде, Южной Америке, когда получила премию, а после интерес возник в России, и я стала больше ездить по российским городам, чему очень рада, потому что на своей родине нужно выступать. Концерты проходят в разных городах — и крупных, и не очень, я была даже в Якутии.

Какие оперные образы вам ближе?

— Вы знаете, есть певицы, которые по комплекции, по внешности и по голосу — субретки, служанки, не героини. У меня достаточно часто получается, что я либо принцессу, либо богиню играю. По амплуа мне героини больше подходят, не наивные девочки.

Есть ли у Вас оперные партии, которые хотелось бы исполнить?

— Я из партий хотела бы спеть Виолетту из «Травиаты» и Джульетту в опере Гуно. Героиня этой оперы — совсем молодая девочка, но композитор написал её партию так, что она требует драматической составляющей в голосе. Совсем молодая певица не справится с этой партией, нужен профессионал.

А есть ли у Вас ориентиры в мире музыки, люди, на которых вам хотелось бы равняться. В одном из интервью, Вы рассказывали о том, что в детстве для Вас знаковой фигурой стал Зураб Соткилава...

— Да, он был первым, кого из звёзд я увидела на оперной сцене. Позже мы общались лично. Я выиграла конкурс «Петербург», а он был членом жюри. Пару лет назад, был большой концерт в Самаре на набережной, Зураб Лаврентьевич принимал участие в этом концерте. Мне очень нравится Анна Нетребко. Я считаю, что это такой прорыв в мире оперы, в мире классической музыки. Она задала новый тон оперному искусству. Это перестало быть скучным искусством, она своей внешностью, своим темпераментом, харизмой изменила его, столько людей привлекла к классической музыке, её обожает весь мир.