СТАТЬИ

Россыпь юбилеев

Владимир Устинов •  10 марта 2017

2017 год — особый для театра на Соборной. И не только потому, что учреждение культуры отмечает двойной юбилей — в этом году исполняется 155 лет зданию, которое занимает театр и 80 лет со дня его образования. С историей театра и его становлением связана биография актрис, без которых сегодня невозможно представить ни одну работу «соборян». В этом году творческие юбилеи отмечают сразу три «служительницы Мельпомены» — заслуженные артистки Людмила Сорокина, Светлана Гузикова и почётный работник культуры и искусства Рязанской области Римма Чеканова.

Заслуженная артистка РФ Людмила Сорокина отметила 30-летие работы в театре в начале текущего года. В Рязанский ТЮЗ актриса пришла в 1987 году — переехала в наш город вместе с мужем, актёром Вячеславом Сорокиным. До этого были детская мечта стать актрисой, учёба в Красноярском государственном институте искусств (актриса была одной из первых выпускниц нового отделения, открытого в вузе), а после — служба в Красноярском театре юного зрителя им. Ленинского комсомола. Здесь было сыграно немало ролей — уже одна из первых, Таня Тёткина, в спектакле «В огне брода нет» поразила зрителя своей глубиной и искренностью. В Красноярске оставались преданные друзья, коллеги и любящая её публика, однако Людмила Сорокина не побоялась начать жизнь с нового листа — уже в Рязани, на сцене ТЮЗа. Здесь она воплотила несколько десятков ролей — и, конечно, рязанские зрители также были покорены её талантом и духовной красотой сыгранных ею образов. Актриса по определению не должна бояться быть разной, но Людмила Сорокина не боится даже возрастных ролей, которые считает разве что очередным поворотом в своей творческой биографии. С возрастом, признаётся актриса, образы становятся лишь интереснее. Таковы, например, Анна Игнатьевна в «Денисе Давыдове», Алина Павловна в «Танце «Дели». Героини Людмилы Сорокиной всегда интересны — будь то хозяйка салуна в спектакле «Ковбой, бандиты и Кэт» или воплощение Яра в трагической работе по одноимённой повести Сергея Есенина. Одна из последних работ актрисы — княгиня Лиговская в спектакле «Княжна Мери» — по-новому позволяет взглянуть на творческие возможности актрисы: в образе, который пунктиром прописан Лермонтовым, она открывает новые, человеческие грани.

Актрисой мечтала стать в детстве и коллега Людмилы Сорокиной — заслуженная артистка РФ Светлана Гузикова. К своей мечте будущая актриса шла уверенно — нипочём оказались ни предписанный ей родителями путь, ни трудности времени. Сначала Светлана занималась в театральном кружке, затем уехала в Саратов — поступать в театральное училище. Конкурс в 30 человек на место преодолела легко — вера в мечту придавала силы. Затем были годы учёбы — и приглашение в Рязанский ТЮЗ. В наш город Светлана Гузикова попала случайно — заболела при распределении выпускников. Друзья посоветовали не игнорировать приглашение увидевшего её в постановке Бориса Преображенского. Так актриса оказалась в Рязани — о чём никогда не пожалела.

— Когда в первый раз вошла в наше фойе, мне всё показалось таким маленьким, приземистым. В Саратове драматический театр был стеклянно-бетонный, да и здание ТЮЗа там больше. Но, увидев зал, просто обомлела — это игрушка. И, конечно, поразили спектакли — они на самом деле были интересные: яркий режиссёр, сильная труппа. Мне было с чем сравнивать: в Саратове ТЮЗ тогда возглавлял один из лучших режиссёров страны Юрий Петрович Киселёв, — вспоминает актриса.

Порог театра Светлана Гузикова переступила 10 марта 1972 года — с тех пор прошло 45 лет. Сегодня в творческом багаже актрисы — несколько десятков ролей, сотни созданных образов, которые полюбились и запомнились публике. У Светланы Гузиковой есть свой зритель — тот, кто ценит глубокие роли (не зря актриса выпускалась как драматическая актриса), разноплановые образы. Светлана Гузикова — одна из опытнейших актрис театра: она работала сразу при нескольких художественных руководителях, играла ведущие и второстепенные роли. Сегодня она занята в ярких постановках театра — «Яре», «Зимней сказке», «Ночи перед Рождеством». Когда у актрисы спрашиваешь, не устаёт ли она от работы в одном коллективе столько лет, она лишь улыбается.

— Наша работа «засасывает», забирает у человека всё. Но и отдаёт много: если сама получаешь удовольствие, есть отклик и от зрителей, и от партнёров по сцене, — признаётся Светлана Гузикова, отмечая, что она открыта для новых ролей.

Солидный творческий юбилей — 60-летие — отмечает и актриса, почётный работник культуры и искусства Рязанской области Римма Чеканова. На сцене она играет уже более полувека, из них свыше 45 лет — на сцене Рязанского ТЮЗа, куда пришла в 1969 году. О профессии актрисы, рассказывает Римма Чеканова, она мечтала с детства — в юном возрасте её поразили радиопостановки и фильмы, на которых удалось побывать. Потом была поездка в Ульяновское культпросветучилище. О годах учёбы там Римма Чеканова и сегодня вспоминает с теплотой.

— Я день и ночь сидела в этом училище — у нас были очень интересные педагоги из Петербурга, необыкновенные, интеллигентные люди. Только потом я поняла, что это были, вероятно, репрессированные, вернувшиеся из лагерей. Преподаватели были из драмтеатра — наверное, они разглядели во мне что-то особенное, поэтому дали направление в Ульяновский драмтеатр по окончании учёбы, — говорит она.

По приходе в театр началась совершенно другая жизнь — работа над речью, голосом, первые роли, которые запомнились на всю жизнь, встреча с Юрием Гагариным, который пришёл на одну из постановок театра и поразил актёров своей искренностью и доброжелательностью. И в Ульяновском, и в Астраханском ТЮЗе, куда пришла по приглашению Бориса Наравцевича, всегда жила только ролями, не обращая внимание на закулисные интриги, замечает Римма Чеканова. Погружение в материал, работа над образом помогала преодолеть личные проблемы и бытовые сложности и при переезде в Рязань, куда она была приглашена тем же Борисом Наравцевичем в 1969 году. За время работы в ТЮЗе на его сцене было сыграно большое количество ролей — каждая как жизнь, признаётся актриса. На сцене Римма Чеканова воплощала и знаменитых героев классических пьес, представала и в роли сказочных персонажей. Неизменно её герои привлекали внимание публики.

— Наверное, это оттого, что я не боюсь быть смешной на сцене. Некоторые актрисы хотят быть только красивенькими на сцене, я же уродовать себя не боюсь. Так, в спектакле «Не всё коту масленица» я, молодая актриса, чтобы сыграть пожилую и не бегать по сцене, связала себе ноги, сыграла такую корягу (смеётся). А вообще, когда играешь хорошую драматургию — «изюминки» роли находятся сами, — ведь это интересно и актёру, и зрителю, — признаётся она.

Сейчас, несмотря на возраст, Римма Чеканова-по-прежнему на сцене, являя собой пример творческого долголетия. Без её работ невозможно представить театр на Соборной. Актриса легко идёт на эксперименты и не боится, по её собственному признанию, играть роли «комических старух». В этой лёгкости, способности искать и находить собственное «лицо» в профессии — её залог успеха у публики.