СТАТЬИ

Он должен был парить и ведать выси…

Леонардо Да Винчи •  14 апреля 2017

Мудрость — дочь опыта

***

Живопись — это поэзия

***

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства...

Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника

***

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя

***

Хороший живописец должен писать две вещи —

человека и представления его души

***

Тот, кто презирает живопись, презирает

философское и утончённое созерцание мира,

ибо живопись есть законная дочь... природы

***

Не оборачивается тот, кто устремляется к звезде

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи — гениальный художник, великий скульптор, музыкант, архитектор, талантливый учёный Эпохи Возрождения. Эпохи гуманизма. Эпохи, когда человек был центром Вселенной...

Как и его не менее великий современник — Рафаэль — Леонардо своим творчеством привносил гармонию и Красоту в хаос человеческого бытия.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в семье нотариуса Пьеро из городка Винчи. Позднее переехал с семьёй в живописную Флоренцию — Центр Возрождения. Любовь к проникновенным родным пейзажам художник сохранил на всю жизнь, запечатлев «увиденное сердцем» в своих живописных полотнах.

Рано проснувшееся дарование Леонардо привело его к известному художнику Вероккио. Учитель стремился возродить в творчестве славные традиции античного искусства. Следовало в искусстве подражать природе. Научиться владеть воздушной перспективой. Юноша оказался достойным учеником, став в двадцатилетнем возрасте членом флорентийской Гильдии художников.

Жизнь и творчество Мастера Возрождения запечатлено в литературе всех времён и народов (свыше трёх тысяч названий). Много лет посвятил исследованию творчества Леонардо да Винчи известный советский публицист Евгений Богат. Автор философского двухтомного очерка «Мир Леонардо» писал, что Леонардо научил человечество ВИДЕТЬ. Чем полнее человек видит, тем полнее он живёт. Мастер, искусно изображая воздушную перспективу, стоял у истоков импрессионизма.

Для Леонардо видеть — означало мыслить. Созерцать... Художник по жизни внимательно вглядывался в лица людей, стараясь запечатлеть в памяти утончённую Нежность. Принцип бытия Леонардо — видеть, понимать, создавать. Мастер стремился слиться с природой, понимая, что только человеку с чистой душой, с чистыми мыслями природа откроет свои тайны.

Мысль Леонардо!

Обновись и шествуй,

И вечно торжествуй

На родине моей.

Природа и сама

Стремиться к совершенству.

Не мучайте её,

А помогайте ей!

(Василий Фёдоров)

Леонардо много путешествовал, вёл дневники. Мыслитель пришёл к выводу, что понятия — «красота», «гармония», «природа» органично связаны между собой. Одухотворённо красив от природы, владея даром интересного рассказчика, Леонардо притягивал к себе людей, учеников. Учитель призывал, прежде всего, развивать воображение. Художник советовал ученикам наблюдать, зарисовывать чувственные человеческие порывы. Леонардо говорил живописцам, что «никто не должен подражать манере другого». Учил воздушной перспективе. Главное в искусстве живописи — стремление изобразить Свет...

Любознательный и разносторонне одарённый Леонардо с энтузиазмом предавался наукам. Был великим мечтателем, исследователем. До всего доходил самостоятельно. С помощью Опыта. С упоением мечтал о том времени, когда все учёные будут художниками.

Леонардо был музыкантом, поэтом, литератором, скульптором, архитектором, инженером, механиком, биологом, геологом, картографом, физиком и химиком. Знатоком анатомии и медицины. Охотно занимался астрономией, математикой, оптикой, космографией, океанографией, топографией... Наблюдения Леонардо стали предвестниками многочисленных открытий в различных областях науки и техники.

Художник непреложно следовал в жизни и творчестве божественной Гармонии. Считал музыку сестрой живописи ввиду гармоничности ритмов. В унисон с Леонардо размышляли о музыке Платон и Конфуций.

«Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречён на вырождение», — сказал Конфуций. Леонардо прекрасно играл на лире, созданной им самим из серебра в форме конской головы.

Художник не отдавался целиком живописи. Ему хотелось быть Творцом новой красивой жизни. Переносить с места на место церкви. Построить «идеальный город». Отрадно сознавать, что в наше время при создании городов третьего тысячелетия архитекторы используют архивные записи Леонардо да Винчи.

Познавая мир, Леонардо познавал и совершенствовал себя. Высмеивал общественные пороки. Писал о секте лицемеров, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но более самих себя, чем других. Бичевал художник и самый явный порок человечества — Невежество. По утверждению древних, — «Невежество — есть прародитель всех преступлений и бед». "Сила невежества сбивает нас с пути. О! Жалкие смертные, раскройте глаза! — с возмущением писал Леонардо. В тисках невежества и нынешнее человечество планеты Земля.

Новаторские идеи Мастера были не поняты Светом. Его называли еретиком. Увы! Такова участь многих гениев, попранных во все времена невежественной толпой. Люди с новым неординарным мышлением приходят в мир, чтобы расширить человеческое мышление (сознание) и продвинуть человечество на новую ступень эволюции...

Леонардо по жизни ценил истинную Дружбу. Говорил, если кто «желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёта и уважения добиваются не силой, а великодушием. Этим редким качеством от природы был награждён и Леонардо да Винчи.

С чистой любовью творил Леонардо: «Любовь — дочь познания». Кистью Любви написаны бессмертные полотна Художника. Любви, без которой нет созидания. Любви, которая может переродить человека. Любви, которая побеждает всё. С одной лишь оговоркой: не современное животное подобие любви, а истинно чистая и бескорыстная Любовь.

В живописи Леонардо не только отображал, но и познавал мир. Тайны Мироздания. Устремлялся к Истине и Красоте. Красоте, которая спасёт мир. Вселенской Красотой непостижимо наполнены одухотворённые полотна Художника...

Вершиной творчества Мастера стала «Мона Лиза». О встрече с прекрасным творением Леонардо в Париже, в Лувре с восторгом рассказал в статье «Мона Лиза» Святослав Рерих. «Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик» преклонялся перед шедевром живописи. И под вдохновением от увиденного создал эскиз этой картины. Как и все древние произведения искусства картина была подвержена разрушению и далёкой от совершенства реставрации. И всё же «портрет не потерял своей особенной красоты и обаяния, и прекрасное лицо всё ещё излучает спокойную и завораживающую улыбку».

«Лицо обращено к зрителю слегка под углом, тогда как карие глаза смотрят прямо на вас. Каштановые волосы, разделённые на пробор посредине и гладко зачёсанные к вискам, ниспадают красивыми мягкими локонами на плечи. Прозрачная вуаль наброшена на голову и вьётся поверх плечей...

На заднем плане — фантастический пейзаж с холмами и горами, тёплых и мягких тонов, уходящий вдаль, над ним постепенно светлеющее небо...»

По утверждению итальянского архитектора и историка Вазари, на незавершённой картине мастера изображена жена Франческо дель Джокондо.

Достоянием России, Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге стало ещё одно прекрасное полотно художника — «Мадонна Литта». Перед нами предстаёт напоённый лаской и умиротворением взгляд Матери, которая с любовью созерцает милое златокудрое Дитя...

Стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие украсила уникальная фреска Леонардо да Винчи — «Тайная Вечеря». Сюжет картины — полная драматизма сцена из Евангелия, когда Христос, окружённый учениками, произносит фразу: «Один из вас предаст меня». Художник оставил незавершённой работу, считая облик Спасителя неудачным. Незавершённым осталось и лицо Джоконды. Причину мастер видел в том, что абсолютного добра, так же как и абсолютного зла в мире не существует. Мыслитель считал, что красота в отрыве от добра не изменит мир к лучшему.

О добре и зле размышляли в своё время Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лосский, Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин...

Примечательно, что современник Леонардо да Винчи Вазари оставил светлые воспоминания о Художнике. О его безмерной щедрости и дружелюбии. О прекрасном облике Леонардо, вносившего "Свет во всякую печальную душу«.О его человечности и благородстве, так редко встречающихся в нашем бездуховном мире.

Думается, что ещё много лет новые поколения граждан будут черпать знания и мудрость из неиссякаемого кладезя бессмертных творений Мастера! Свою песнь Художнику восторженно пропел в сонете «Леонардо да Винчи» поэт-символист Константин Бальмонт:

Крылатый был он человеколев.

Ещё немного — и, глазами рыси

Полёты птиц небесных подсмотрев,

Он должен был парить и ведать выси...

Майя Мартолина