Театр костюма «Кокетка» Подвязьевского Дома Культуры

Театр костюма «Кокетка» Подвязьевского Дома Культуры — один из самых известных и, пожалуй, необычных театров нашего района. Об истории его создания, достижениях и особенностях рассказала создатель и идейный вдохновитель этого коллектива Наталья Секач.

В 2015 году (тогда «Кокетке» сравнялось 15 лет) театр костюма получил звание заслуженного коллектива народного творчества Российской Федерации. Это весьма впечатляющее достижение: по словам Натальи, в нашей области на сегодняшний день насчитывается всего три объединения и ансамбля с таким званием.

Скатерть как толчок к творчеству

— Дата создания нашего театра очень красивая: 2.02.2000, — с улыбкой рассказывает Наталья. — А началось всё с моих дочек. Им тогда было 7 и 10 лет — то есть тот возраст, когда детям нужны какие-то увлечения. Со спортом не сложилось, и я решила вспомнить своё первое образование — техник-технолог по индивидуальному пошиву одежды. Незадолго до этого, на праздновании наступления нового 2000-го года, прогремел театр моды Зайцева. И мне это шоу очень понравилось! Я подумала, что так, как Зайцев, мы, конечно не сделаем. Но зачем так же? Мы сделаем по-своему!

Со своей идеей Секач пришла в школу, но там не нашлось ни ставки, ни помещения. Поэтому сначала театр базировался на кухне у Натальи. Дочери её привели подруг. Первой «жертвой» творческого энтузиазма стала полиэтиленовая скатерть с орнаментом по краям. Ведь для шитья нужна ткань, которую пришлось бы покупать. А скатерть — вот она, на столе, манит русскими народными узорами.

У девочек дома тоже нашлись красивые полиэтиленовые скатерти. Из них-то и была вручную сшита самая первая в истории театра коллекция «Сударушка». Несмотря на вроде бы непрочный материал, она отлично послужила своим создательницам и выдержала не один показ.

Впервые «Сударушку» представили на школьном концерте. Зрелище имело несомненный успех, и кто-то из числа присутствующих предложил показать эту необычную красоту и на поселковом празднике. Так «Кокетка» впервые поднялась на сцену Подвязьевского Дома культуры.

За полиэтиленом — деним

Следующая коллекция тоже была создана из подручных материалов. Старые джинсы — а такого богатства наверняка полно у всех — послужили основой для «Озорных джинсов», которые девочки представляли публике под музыку кантри.

— Нам приносили целые ворохи изделий из денима... — вспоминает Наталья. — У меня дома образовался настоящий склад джинсов. Где-то что-то распороли, подрезали, оторвали, пришили, собрали, украсили пайетками... И вот готова коллекция. Очень интересно и живо получилось.

Именно с «Озорными джинсами» театр костюма вышел на большую сцену — принял участие в городском конкурсе «Волшебный подиум». «А почему бы и нет?» — подумали «кокетки» и на трёх машинах в сопровождении родителей отправились в Рязань.

Второе место — это, конечно, не первое, но и оно стало потрясающим успехом для недавно созданного коллектива.

— Это был предел мечтаний. На городском-то конкурсе! Не шутки! — улыбается Секач. — Тут-то глаза у нас и загорелись! Нас отметили дипломом второй степени. Выходит, у нас всё получается! Выходит, можно дальше творить и вытворять!

На ткани тратиться по-прежнему не хотелось. Фантазия подсказала использовать марлю — материал, который можно приобрести в аптеке за копейки, а можно найти на бабушкиных антресолях. Скучный белый цвет помогла разнообразить краска для пасхальных яиц — её капли образовали на марле удивительные разводы, похожие на северное сияние. Именно «Северным сиянием» и назвали третью коллекцию «Кокетки», сшитую из марли и отделанную пайетками и пенопластом, который Наталье потом пришлось полгода выметать из всех углов. На следующий год эти наряды на том же городском конкурсе заняли первое место.

Курс на народный костюм

Вскоре театр моды переместился с кухни Натальи в Дом культуры. Тогда-то «Кокетка» и определилась с направлением: девушки решили создавать костюмы в народной стилистике. Появилась коллекция «Дорога длиною в жизнь», показывающая, как менялся наряд русской женщины от её детства до преклонного возраста. Её показ — настоящий мини-спектакль под красивую музыкальную композицию — стал настоящей визитной карточкой «Кокетки».

— Наши участницы подросли, и те, кто когда-то изображал маленьких девочек, выходят сейчас на сцену уже в образе взрослых женщин и ведут за руку собственных дочерей, — рассказывает Секач. — И я, видя их, понимаю: всё, что я делаю — не зря.

«Дорога длиною в жизнь» стала очередным успехом театра — именно с ней «Кокетка» выступила на национальном конкурсе народной культуры «Есенинская Русь» и заняла первое место. Там присутствовал представитель ассоциации «Золотая игла», которую курирует известный художник-модельер Вячеслав Зайцев. В 2005 году «Кокетка» выступила в Москве, где также заняла призовое место. За пять лет театр костюма прошёл огромный путь от полиэтиленовых нарядов на школьном вечере до столичных подиумов Зайцева.

В 2006 году «Кокетка» получила звание образцового народного коллектива. За 10 последующих лет, наполненных постоянным трудом и совершенствованием, она «выросла» до заслуженного.

— Раз мы занимаемся народными костюмами, то мы должны развиваться в этом отношении, — рассуждает Наталья. — Я не раз выезжала на обучающие семинары и курсы на базе лаборатории моды Зайцева. Именно эти занятия и помогли мне взглянуть на многое по-новому, поставили мышление на неординарный уровень.

Для театра стало доброй традицией использование в коллекциях не только ткани, но и множество других необычных материалов. Как-то раз на ярмарке мерного лоскута в Иванове Наталья увидела упаковочную материю — белую, никому не нужную и брошенную на землю, чтобы вытирать ноги. Их никто не жалел (тем более для рязанской гостьи), поэтому Секач увезла оттуда три огромные сумки с этим материалом, и никому не нужный мусор, дополненный мережками, жемчугом и макраме, превратился в коллекцию костюмов и стал основой для мини-спектакля «Белые грёзы — девичьи слёзы». С ним «Кокетка» получила гран-при на очередной «Есенинской Руси».

Главное — рубаха

Когда «Кокетка» стала приобретать известность, многие, узнав о таком необычном коллективе, захотели войти в состав труппы. Но быть членом театра костюма непросто: нужно не только наряжаться в красивые платья и эффектно дефилировать по сцене, но и много трудиться — ведь одежда сама себя не сошьёт. Поэтому в «Кокетке» оставались только самые преданные делу создания коллекций.

— Когда мы начали заниматься народным костюмом, я поняла, что исчерпать этот источник вдохновения нереально, — признаётся Секач. — Там столько идей, элементов, за которые можно уцепиться и создать на их основе целую коллекцию! Уже почти 20 лет мы работаем, а планов и замыслов у нас до сих пор хоть отбавляй.

«Начало начал» женского русского костюма — рубаха. Универсальная вещь: крепко сшитую рубаху женщина могла носить начиная лет с шестнадцати и до самой старости. Выработанный веками покрой этой вещи универсален и позволяет ей удачно «сесть» на любую фигуру, скрывая недостатки и подчёркивая достоинства.

— И я поняла, что это отличная основа для костюмов. Если мы будем делать одежду такого кроя, то её смогут надевать женщины самого разного телосложения, — рассказывает Секач. — Есть у нас подростковая коллекция «Расти, сестрица». И, поверьте, взрослые женщины смотрятся в этих нарядах ничуть не хуже подростков!

На сегодняшний день в «Кокетке» занимается более 50 человек от трёх до восьмидесяти лет, поэтому с поиском моделей для показа очередной коллекции проблем никогда не возникает. Вопрос со временем куда сложнее. Некоторые наряды можно сделать быстро (Наталья порой создаёт по одному костюму в день), другие требуют долгого кропотливого труда. К примеру, создание головных уборов, украшенных семечками, для коллекции «Модная фантазия о прекрасной Азии» заняло больше полугода. Если наступает цейтнот — к примеру, театр готовится к очередному конкурсу или показу, — то на создание 6 — 7 нарядов может уйти около трёх недель.

После показов наряды не отправляются в дальний сундук на радость мышам и моли. Одни костюмы умелые руки участниц «Кокетки» модернизируют и переделывают, даря уже неактуальным моделям новую жизнь, другие — объединяют по цвету и стилю и создают совершенно новые коллекции. Время не пощадило лишь самые первые платья, те самые, сшитые вручную из полиэтиленовых скатертей. А вот «Озорные джинсы» целы и ждут своего часа — вскоре им предстоит переделка.

От народных традиций к нашему времени

Русский народный костюм, безусловно, весьма красив, но современность диктует свои правила. «Кокетка» им подчиняется: в очень многих нарядах можно спокойно ходить по улицам и не выглядеть при этом ни белой вороной, ни выходцем из XVII столетия.

— Последняя коллекция, которую мы показывали на «Окских сезонах», называется «Магия бордо», — рассказывает Наталья. — Она абсолютно «носибельная»: я хожу в ней с удовольствием, и остальные женщины охотно берут для выходов. Конечно, обидно делать вещи, пригодные только для того, чтобы выходить в них на сцену или повесить в шкаф и любоваться. Хочется, чтобы в наши модели наряжались и носили их с радостью.

Что в имени тебе моём?

Примерно через год после создания театр костюма получил название.

— Во-первых, кокетка — это деталь костюма. Сразу наталкивает на мысли об одежде, — сообщает Наталья. — А во-вторых... Кто такая кокетка? Это девушка, которая хочет понравиться своим нарядом, поведением, привлекает к себе внимание. А мы, конечно, к себе внимание привлекаем. Как иначе? Поэтому — «Кокетка».

Был ещё случай

Коллекция «Модная фантазия о прекрасной Азии» создавалась долго — больше всего времени заняло кропотливое наклеивание косточек слив, вишен и других ягод-фруктов на головные уборы. Но увы, полюбоваться входящими в неё нарядами в полной комплектации теперь вряд ли получится: не испытывающие никакого почтения к ручной работе мыши здорово попортили две шапки, убранные на хранение. Бессовестных грызунов не смутила даже несъедобная золотая краска, которой покрыли головные уборы мастерицы. Но ещё до этого прискорбного инцидента «Модная фантазия о прекрасной Азии» отлично послужила своим создательницам: в 2006 году она завоевала гран-при на конкурсе головных уборов «Шапо» в Москве и заслужила высокую оценку Вячеслава Зайцева.

По материалам газеты «Рязанские зори» («Всё, что я делаю — не зря»)