Алексей Алексеевич Александровский, основатель Елатомского народного музея

Алексей Алексеевич Александровский родился 1 марта 1908 года в г. Темникове Тамбовской губернии. С 1913 по 1922 гг. жил с родителями в г. Борисоглебске Тамбовской губернии (Воронежская область). Алексею Алексеевичу было 3 года, когда он увидел, как рисует старший брат — это его удивило, и стало первым толчком любви к рисованию. Впервые в Народном Доме в кружке рисования он рисовал акварельными красками.

В 1922 году часть семьи уезжает в Елатьму.

В 1925 году в Елатьму приезжали известные художники Алексей Михайлович Лаптев и Николай Борисович Терпсихоров на летние этюды. Их работой заинтересовались елатомские подростки — Алексей Александровский и Сергей Емяшев. Они очень быстро подружились с художниками, смастерили самодельные этюдники и стали рисовать родные просторы. Они внимательно смотрели, как художники работали акварельными красками, тушью, карандашом и слушали советы.

В 1926 году Алексей Алексеевич Александровский поступил в Елатомскую единую трудовую школу. При ней действовал кружок рисования, который вела выпускница Строгановского училища М.В. Виноградова. Мария Васильевна доверила Алексею Алексеевичу вести кружок рисования с учащимися, желающими заниматься по вечерам. Комсомольская организация школы и ученический комитет доверили Алексею быть редактором школьной газеты «Школьник». Вместе с Сергеем Емяшевым оформляли школьные, ученические и учительские спектакли, ставили их в Елатьме, селах и деревнях.

Первое участие Алексея Алексеевича в художественной выставке состоялось не без влияния Марии Васильевны Виноградовой. Это было в 1927 году на выставке картин художников в г. Рязани, совместно с первой губернской выставкой работ художников-самоучек. Экспонировалась акварель «Лесник».

В 1930 году по окончании школы А. Александровский поступил в Московский государственный техникум изобразительных искусств имени 1905 года, где учился у Б. Фаворского, К. Истомина, Н. Ромадина, Я. Ромаса и других преподавателей. На втором году обучения администрация техникума к празднику 1 Мая поручает Алексею Алексеевичу выполнить эскизы оформления завода «Серп и Молот». При выполнении макета радиомачты стальной проволокой Алексей Алексеевич поранил правый глаз. Но, несмотря на то, что в результате серьёзной травмы он частично потерял зрение, любовь к искусству победила, и свою дипломную работу «Стеклодувы» по натурным материалам, собранным на Московском стекольном заводе им. Калинина, написал на «отлично».

1935 — 1938 годы связаны в биографии Алексея Александровского с работой во Всехудожнике и в театре им. Евгения Вахтангова в Москве, оформлением павильонов ВДНХ и Загорского антирелигиозного музея. Летом 1939 года художник вернулся в Елатьму.

Елатомская средняя школа приобрела в лице Алексея Алексеевича Александровского, увлеченного преподавателя рисования, чуткого педагога, неутомимого общественника и художника, влюблённого в природу елатомских окрестностей.

Человек в природе — пожалуй, ведущая тема его работ. Глубокая искренность, непосредственность, взволнованного чувства, лирический настрой привлекают в пейзажных этюдах художника. Наиболее удачны «Май» (1938), «Вечер в Назарове» (1940), «У пристани» (1945), «Весна. Пруд в Елатьме» (1947), «Вишни в цвету» (1948).

Изображение сельчан в природе, в привычной для них обстановке и в момент трудовых занятий, встречается во многих работах А.А. Александровского. Из них выделяются «Колхозный ток» и «Работа на колхозном току» (1949). Они напоены светом, человек в них представляет органическое целое с природой. Запоминается «В полдень на животноводческой ферме» (1975), в которой появилось очень внимательное и задушевное отношение автора к натуре.

Художником была создана обширная галерея портретов современников — жителей Елатьмы. Выразительны «Афанасий» (1939), Автопортрет (1943), «Сын Алёша» (1975), «Лирическая тональность» свойственна большинству из них. Много сил и внимания отдано автором тематической картины. Художник работал исключительно по достоверному материалу. Несмотря на то, что автор в большинстве случаев являлся очевидцем запечатлённого события, он детально интересовался его историей, его участниками во всей конкретности. Так появились картины «За власть Советов» (1942), «Первые проводы на войну» (1943), «Обстрел частями Красной гвардии бело-эсеровских мятежников в Елатьме» (1940 — 1949), «Встреча жителями Елатьмы детей, эвакуированных из Москвы в 1941 году» (1949).

37 лет непрерывного педагогического труда в Елатомской средней школе способствовали широкой известности А.А. Александровского среди местных жителей, а вместе с тем популяризации искусства. Значительным фактом его творческой биографии являлась организация художественной студии в Елатьме в 1948 году.

Стараниями А.А. Александровского, Н.И. Грибкова, М. Спириной, И. Корнеева, Н. Волкова и местных жителей в 1963 году воссоздался Елатомский народный музей.