Житие и подвиг исповедницы Матроны Анемнясевской

Святые люди. Мы часто слышим и говорим о них. Кто же это такие? Это люди через которых Бог действует на мир: исправляет заблуждения, врачует пороки, утешает и вдохновляет на жизнь чистую и честную, поднимает на подвиг.

О христианских святых слышали все — даже люди, далёкие от религии. Даже те, кто не всегда ходит в храм знают, какому святому «поставить свечку», чтобы сдать экзамен, а какому — чтобы излечиться.

Блаженные — это люди, которые под «маской» безумия говорили правду, невзирая на лица — даже царям. Зачастую такие святые обладали даром предвидения — и потому современники прислушивались к их словам, какими бы странными они не казались.

Блаженная Матрона Анемнясевская в 1999 году была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии. Она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.

Матрёна Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители её Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели своё крестьянское хозяйство. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство — шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве; Матрёша была четвертою по счету.

До семи лет Матрёша была обычным ребенком; как и все дети её возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше других братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.

В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепою. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестер и братьев. Тяжело было слепой девочке справляться с этим делом. Однажды Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Богородица. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матреши жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь. По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.

Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его духовных немощей и нужд, от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.

Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни, четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней, и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни.

Начиная с Великого поста 1933 года, Матреша заметно переменилась. Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу, обсуждая житейские дела, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью, о которой она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. С любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.

В конце июня 1933 года Матрешу посетил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов со своей матушкой. Матреша беседовала с ними долго и охотно. Она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть все, что посылает Господь. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона. Однако от разговоров о себе Матреша уклонялась, отвечала общими фразами, хотя о. Николай с матушкой очень этим интересовались и расспрашивали ее.

Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и написанной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы десять человек (хотя должны были быть арестованы двенадцать). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

По данным архивно-следственного дела УНКВД по Рязанской области № 10719 (№ 9365) 1935 года была допрошена и сама Матрона. Допрос проходил, видимо, в доме Беляковых, где лежала блаженная старица, так как в протоколе фигурирует свидетельская подпись одного из жителей деревни Анемнясево. Как можно было допрашивать неподвижно лежащую, слепую, неграмотную старицу? Поэтому ее слова как бы подтверждал этот самый свидетель. Сам же допрос, кроме оперуполномоченного, проводили начальники Касимовского и Бельковского районных отделений НКВД. Виновной себя в том, что среди громадного числа своих почитателей проводила антисоветскую и антиколхозную агитацию не признала. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 2 августа 1935года было решено «Белякову Матрену Григорьевну отправить на принудительное лечение».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии.

День празднования Святой Блаженной Матроны совершается 29 июля и особенно отмечается в пос. Гусь-Железный и д. Анемнясеве.

23 июня — в день Собора всех Рязанских святых — празднуется память Святой Блаженной Матроны в городе Рязани и московском храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Молитвенную помощь Блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только при ее жизни, но и сейчас. Верующие знают, кто будет обращаться за помощью к ней — получат просимое.