Щит и меч России. Алексей Фёдорович Уткин

Алексей Федорович Уткин — доктор технических наук, профессор Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, лауреат Государственной и Ленинской премий СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ, почётный гражданин Касимовского района.

Алексей Фёдорович родился 15 января 1928 года в деревне Забелино Бельковкого района Рязанской области. Отец — Уткин Фёдор Дементьевич, свою трудовую деятельность начал в 14 лет; работал на заводах в поселках Клетино, Пустобор Рязанской области, был плановиком-экономистом на чугунолитейном заводе в поселке Лашма. Мать — Анисия Ефимовна, всю жизнь занималась воспитанием четырех сыновей и вела домашнее хозяйство.

Все дети: Николай, Владимир, Пётр и Алексей. В жизни реализовались и многого добились. Например, дедушка, Дементий Васильевич был крестьянином, в последние годы жизни занимался извозом. Построив со своими сыновьями баржу, привозил из Москвы и других городов в Касимовский район продукты питания, одежду, а с Лашманского чугунолитейного завода отвозил во многие города России чугуны, котлы и прочую продукцию.

Детство Алексей провёл российской глубинке, в посёлке Лашма Касимовского района. В неполную среднюю школу ходил в соседнее село Курман, в которой была очень сильная группа преподавателей. Оськин Василий Фролович — сильнейший математик, который заложил братьям крепкие математические основы.

Братья любили рыбачить: хорошо освоили этот нехитрый и занимательный промысел. Река Ока — чистая и быстрая, красавица и кормилица. В то время и стерлядь в Оке была не редкостью.

А берега реки — в кустарнике и густом травостое. Густая трава по оврагам и неудобьям у реки летом — добыча мальчишек и источник пропитания для домашней живности и птицы, без которой многодетной семье не прокормиться. Семья Уткиных была очень трудолюбивой.

Окончив в 1945 году Лашманскую среднюю школу, поступил в «Ленинградский Военно-механический институт» и учился там до 1951 года. В студенческие годы был большим болельщиком институтских баскетбольных команд. Вскоре был направлен по распределению на конструкторскую работу в Центральное конструкторское бюро, где с 1970 года работал главным конструктором и начальником комплекса ЦКБ.

Под руководством Алексея Федоровича проводились исследования эффективности и живучести ракетных агрегатов при введении элементов защиты, новых средств и способов распознавания объектов, ликвидации последствий аварий противопожарной защиты агрегатов. Получены новые результаты по исследованию ударно-волновых процессов, протекающих при старте, динамики конструкций, оригинальных решений тормозных устройств, гидропневмоамортизаторов и других агрегатов.

Проведенные работы позволили существенно сократить сроки отработки и материальные затраты. Более 10 комплексов, принятых к эксплуатации, несут в себе конструкторские решения, полученные в коллективе под руководством Алексея Федоровича.

С 70-х годов Уткин принимает активное участие в учебном процессе «Ленинградского Механического института». Как профессор кафедры «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов», он обеспечивает завершающую стадию подготовки. В учебных целях используется материально-техническая база предприятия, студенты привлекаются к практической работе по реальной тематике, что существенно уменьшает сроки адаптации выпускников к инженерной деятельности на предприятии.

Алексей Федорович имеет свыше 70 научных трудов и более 100 изобретений, внедренных в уже разработанные изобретения.

Награжден: Орденом Трудового Красного знамени, медалью — Почетный железнодорожник. Он академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук, академик Академии космонавтики, член-корреспондент Санкт-Петербуржской инженерной академии.

Самые главные изобретения ученого-конструктора — это стартовый комплекс и подвижной состав для Боевого железнодорожного ракетного комплекса. Уникальный, не имеющий аналогов в мире, впервые созданный в России, и гидравлические железнодорожные краны грузоподъемностью 80 тонн и 150 тонн.

Технический проект БЖРК, выполненный в 1963 году, показал техническую возможность создания боевого железнодорожного комплекса и явился прототипом последующих проектов, в том числе и для уникального, единственного в мире, железнодорожного ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТЧ, принятого в 1989 году на вооружение. Комплекс обладает высокой живучестью за счет маневренности и скрытости.

Немного из истории. В 1993 году был подписан договор о сокращении стратегических наступательных вооружений или СНВ, американская сторона внесла в него пункт о ликвидации российских ядерных поездов. По прямому указанию президента Бориса Ельцина был осуществлен запрет на выезд на дежурство «скальпелей». 12 ракетных поездов были распилены на металлолом. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК. На новой технологической основе в качестве ответной меры на программу мгновенного глобального удара США. Россия возрождает ракетные поезда, но уже на новом технологическом уровне.

Столь мощная защита нашего государства напрямую обязана нашим ученым землякам Уткиным.