Старинная одежда Кадомского района

«Нет живописней русского наряда!»

Рассказ о русском традиционном или, как его еще называют, национальном костюме, Кадомского района, который создавался народом на протяжении многих веков.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,
Сей сборник прочитаем не спеша,
Рассмотрим старорусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша?...

* * *

Вернуться к КУЛЬТРАДАР — ЭСТАФЕТА КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ (Кадомский район)

Уважение к минувшему — вот черта,

отличающая образованность

от дикости.

А.С. Пушкин

Старинный русский костюм — состояние души... Попробуйте надеть старинную женскую одежду — сарафан с рубахой. Можно ли в ней идти быстрой, угловатой походкой, делать резкие движения? Невольно выпрямляешься, поднимаешь голову, ступаешь мягко, аккуратно, «будто пава».

Русский человек всегда с большим вниманием относился к тому, во что он был одет. В традиционном костюме находили отражение его мировоззрение, понимание красоты и целесообразности.

Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Не легкой была жизнь простого человека. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Праздничный наряд переходил от родителей к детям и хранился в сундуках.

«Сохранились записи путешественника XIX века барона Гакстгаузена, в которых он описывает поразившее его необычайное зрелище. «Это было в воскресный летний день. Он увидел, как по дороге, пролегавшей мимо имения, где гостил путешественник, медленно и плавно двигалась небольшая толпа женщин разного возраста, одетых так нарядно, так великолепно, так не похоже на всё известное ему до сих пор, что они показались ему скорее видением, миражем, чем женщинами из плоти и крови. Каково же было удивление барона, когда ему объяснили, что это местные крестьянки в праздничной одежде идут в церковь к обедне».

/Из книги М.Н.Мерцаловой «Поэзия народного костюма»/

Одежда могла многое рассказать о семейном положении и возрасте ее владельца. За каждым возрастом был закреплён определённый комплект одежды, называемый смена. Она обладала минимальным количеством украшений и являлась будничной (с. Кущапино, Кадомский район). Всего за свою жизнь женщина могла износить пять смен.

Отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по ее костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество вышитых и вытканных узоров. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. Суть народного костюма Рязанского края замечательно передана в поговорке: «Разрядилась как рязанская баба» — это значит яркость, обилие деталей, многослойность.

За многовековую историю искусство рукоделия простой русской женщины достигло невероятных высот! Всю одежду испокон веков крестьянка делала сама, совершенно не думая о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Народная одежда — удобна и красива, многие знаменитые модельеры не раз обращались к традиции, принимая её как уникальный источник вдохновения. Изучение истории традиционного костюма, освоение основных приёмов шитья «вручную» и принципов народного кроя, помогут Вам понять и полюбить русские традиции.

Какой же она была, Кадомская традиционная одежда?

Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:

Основными частями Кадомского женского народного костюма являлись: рубаха, понёва (юбка), фартук-запон, навершник (нагрудная одежда), повойник (шапочка), онучи, лапти.

РУБАХА (фото.1) — материалом для её изготовления служил лён и конопля. Бытовала традиция надевать новую льняную рубаху во время посева льна, а в период сева конопли, мужчины обязательно были в посконных (из конопли) штанах, что отражено в рязанской поговорке: «Сей лён — спрашивай рубаху, сей конопель — спрашивай порты».

Основной считалась рубаха с поликами — плечевыми вставками прямоугольной или трапециевидной (косой) формы (Кадомский район). Рубаха состояла из двух частей: верха (стан) и низа (подол). Подол украшался тканым рисунком — бранными перетыками (браньё) — способ ткачества, при котором узор выполняется с использованием дощечек (бральниц) и получается выпуклым (фото. 2,3,4). На подоле рубах старых женщин перетык не было.

Узор по подолу рубахи и рукаву выполнен в технике ткачества браньё.

Для удобства движения в женских и мужских рубашках под мышками вставлялись четырёхугольные небольшие куски ткани, чаще всего красного цвета, носившие название ластовица (фото. 5).

Узор на рубахе с косыми поликами обычно располагался прямоугольником у разреза на груди и на концах рукавов (фото. 6,7).

Рубаха была составной частью девичьего «Русального» костюма (фото. 8). Его одевали девушки и молодые женщины когда зацветает рожь. В нём они ходили в поле просить урожая. Рубаха, в особенности прилегающая к телу, считалась настолько интимной частью женского костюма, что мужья могли не видеть её в течении всей жизни. Стираную же рубаху вешали таким образом, чтобы её вообще никто не видел.

ПОНЁВА — набедренная женская одежда (юбка), надеваемая непосредственно на рубаху. Она являлась отличительной чертой одежды замужних женщин, потому в народе получила названия вечный хомут, бабья кабала. В понёве женская фигура утрачивала величавую стройность. Верхняя её часть собиралась на гашнике (поясе). Линия талии, выявляемая понёвой, обычно маскировалась напуском рубахи (паской), иногда доходившая до колен, которая могла вместить полмеры яблок. Ткань, используемая для понёвы, — домотканая шерсть с клетчатым или полосатым узором. Для каждого села было характерно своё сочетание цветов в клетчатом узоре и размеры клеток.

Понька-«поклетка» — в красную и синюю клетку (с. Сумерки). «Половинчата» — в красную и чёрную, «клятушка» — в красную (д. Заулки,с. Кочемирово) (фото. 10)

В Кадомском районе преобладала клетка красного цвета (фото. 9). Клетки именовались «лосками», «глазками» из которых были образованы «дорожки». Понёва могла быть глухой и распашной. Распашные понёвы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае понёву орнаментировали с изнанки.

С первым одеванием понёвы связан обряд совершеннолетия: по достижении девушкой 16-17 лет собирались её родственники и надевали на неё понёву. Затем все выходили на улицу, чтобы показать, что в семье есть невеста. С этого момента девушку можно было сватать.

В некоторых районах первый раз понёву надевали на свадьбе. Обряд надевания понёвы заключался в том, что невесту насильно «загоняли в поньку». Она в одной рубашке стояла на лавке, брат держал понёву на уровне лавки и предлагал девушке «вскочить» в неё. При этом невеста приговаривала: «Хацу — вскацу, хацу — не вскацу».

В с. Сумерки Кадомского района понёву на невесту надевал вечером парень лет пятнадцати — брат или сосед. Невеста сидела в переднем углу, накрытая «утиркой», и «вопила»: «Куды меня собираете!!!»

Ритуал первого надевания понёвы проводился на девичнике: «Хрёстный обводил три раза вокруг головы невесты понькой, которая присобрана рукой поперёк. Хрёстный стоил на лавке. Невеста-„горюшечка“ прикрыта полотенцем, причитала, вопила. Потом хрёстный надевал на невесту поньку» (с. Котелино, Кадомского района). Наряд невесты на девичнике был траурным. Она сидела в заднем углу в чёрном платке (в Кадомском районе была «припечалившись» в белом платке).

Костюм невесты второго дня (фото.12) отличался от костюма невесты первого дня лишь головным убором. Вместо повязки или ленты вокруг головы невеста второго дня обязана закрыть волосы, надев на голову шапочку (повойник) и платок (фото. 11).

Особенности внешнего вида понёв каждого села вызывали у жителей данного селения чувство «местного патриотизма». Позднее, когда молодые женщины отказались от ношения понёвы, она стала атрибутом траурной одежды. В с. Сумерки Кадомского района молодые женщины в случае смерти близких обязательно облачались в понёву, что означало «печалиться».

Самой богато украшенной частью старинного женского костюма был ПЕРЕДНИК или фартук, закрывающий женскую фигуру спереди. Его носили поверх рубахи и понёвы (фото. 13). Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шёлковыми лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, оборкой разной ширины.

В Рязанской губернии носили поясные фартуки. Они состояли из одного или двух прямых полотнищ, собранных вверху на узкий поясок, который подвязывался выше груди или на талии. Такие передники получили название занавеска.

В Кадомском районе существовал иной тип передника, именовавшийся ЗАПОНОМ (фото. 14,15). Шили его из одного полотнища, перегнутого на плечах, но отрезали сзади по талии. Подобные запоны шились как без рукавов, так и с рукавами. Последние являлись будничными и предназначались для защиты одежды от загрязнения (фото. 14,15). Самым распространённым передником для повседневного ношения являлся будник. Праздничный фартук оставлял открытыми богато украшенные рукава рубахи.

НАВЕРШНИК — это нагрудная верхняя одежда-безрукавка, прикрывающая грудь и спину, надеваемая поверх рубахи и понёвы. Шили его из холста или домотканой шерсти преимущественно белого цвета. По покрою он был глухим или распашным и мог иметь различную длину: до пояса, до бедра, до колен. Его отделка была необычайно богата: на белом фоне холста чередуются красные полосы браного узора, вставки кумача и цветные плетёные кружева (фото. 16). Наряду с самым распространённым белым в Кадомском районе встречались навершники красного цвета (шушпан).

Позднее прямой покрой нагрудной одежды был усложнён клиньями, как правило, кумачовыми. Такой нагрудник назывался раскасным навершником или сарафаном (фото. 17) Его носили молодые женщины. Старый покрой без клиньев — женщины пожилого и преклонного возраста. Короткий навершник являлся принадлежностью костюма замужних женщин, надевали его не только поверх рубахи и понёвы, но и фартука. Девушки подобную одежду носили поверх рубахи, но длиною до колен.

ПОВОЙНИК — головной убор замужней женщины, в виде закрытой шапочки (фото.19), основная черта которого — стремление закрыть волосы. Замужняя женщина не имела права показываться с непокрытой головой. Для неё считалось и стыдом и грехом выставлять напоказ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Повойник покрывали платком, завязывая концы под подбородком, сверху делали треугольник, чтобы было видно повойник (фото. 18).

Девушка же могла носить лишь перевязку-ленту, оставляющую верх головы не закрытым.

В с. Кочемирово Кадомского района женский головной убор называли сборник. Головной убор с крыльями (лентами) считался девичьим.

Наиболее красочным женским костюмом являлся праздничный костюм, имевший название годовойский (фото. 20, 21).

В сёлах Кочемирово и Кущапино нарядную одежду называли снизкой или срядой. В такой костюм женщина обряжалась в дни первопрестольных праздников. Одежда, которая специально надевалась в церковь называлась посвятной.

Развитие промышленности и городская мода оказывали сильное воздействие на крестьянский быт. Это находило отражение прежде всего в изготовлении тканей: домашний холст уступил место ярким фабричным ситцам. Появляется и широко распространяется женский костюм «парочка» в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани (фото. 22). Первоначально такой наряд шили из кумача, синего (кубового) или красного ситца с узором, носившим название францюз.

Юбка и кофта из алой или оранжевой ткани считались «первым нарядом» и надевались в самые большие праздники (годовые). Комплект с зелёными и синими рукавами и таким же фартуком был «вторым нарядом» и надевался во все остальные праздники. В виде украшений использовали аппликацию из разноцветной ткани. Она нашивалась на юбку и кофту цветными полосами.

Традиционные головные уборы постепенно заменялись хлопчатобумажными и набивными платками. Они становились насущной необходимостью и неотъемлемой частью женского костюма, как повседневного, так и праздничного. Платок не только украшал, но и защищал женщину от холода, ветра и дождя. Они были разные: дикосовые, кубовые, сургушевые, глинистые, репешками, кремовые, с набивным или вытканным узором. Особенно популярны были кумачёвые (фото. 23) и кубовые (с. Котелино) платки с красочными цветочными узорами. Но большее предпочтение женщины села Кочемирово отдавали цветастым платкам с жёлтым фоном.

Зимою женщины покрывали головы шалями. Шали были покупные, производства русских фабрик, в белую и черную клетку с кистями или бахромой.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ не так разнообразен, как женский. Он состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой, вышитой по горловине (фото. 25, 26), низу изделия, рукавам и нешироких штанов (портов), на ногах лапти (фото. 24). Порты с «гашником», т.е. на верёвке, без карманов, синими и белыми «дорожками». Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головной убор — шапка, позже появляется картуз.

Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали поясом или длинным шерстяным кушаком (фото. 27).

ПОЯС — обязательный элемент как мужской, так и женской одежды. Он плёлся из разноцветной домашней шерсти, делался с мохрами (косником), и завязывался так, чтобы они приходились на боку. Пояса, или как их чаще называли «поясья», у парней обычно были длиннее и шире (фото. 27, 29), чем у женатых мужиков (фото. 28). Им предавалось большое значение, ходить без пояса было так же грешно, как и без креста. Выражение «без креста, без пояса» означало быть бессовестным. Не случайно в народном сознании глагол распоясаться связывается с неприличным поведением, а распоясать человека означало обесчестить его. Пояс, как и крест, не снимали даже в бане, чтобы не предстать беспомощными перед «бесями». Особое значение играл пояс в свадебном обряде: жениха и невесту связывали поясом и «стукали» головами, «чтобы жили ладно, да гладко». Иногда несколько куриных косточек привязывали к поясу молодухи для того, чтобы «молодая рано вставала». У женщин к поясу пришивался карман (загашник) из пёстрых лоскутков, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков, а также лакомства для детей. Женщины носили пояс очень низко, завязывая его спереди двумя узлами. Мужчины складывали пояс вдвое и затягивали его через петлю. До того, как в моду вошли карманы, к поясу привешивали гребешок и кисет.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА (свита) — не имела чёткого деления на мужскую и женскую и различалась только размером и отделкой. Женская одежда шилась лишь более широкой спереди. Сходство это настолько велико, что очень часто в будни женщины надевали мужские свиты, а мужчины — женские. Основным материалом этой одежды было домашнее или фабричное сукно, а так же овчина. Одежда могла быть как короткой, так и длинной и иметь различный покрой: халатообразный, со сборками сзади или по бокам, в талию и др. Верхняя одежда с отрезной спинкой была чаще со сборами. Первыми носили одежду этого покроя бурмистры, извозчики, местные торговцы. Одежду в «складочку» носили лишь богатые сословия.

Широко распространена была в Кадомском районе женская короткая верхняя одежда с отрезной спинкой и сборами (фото. 31), с длинными рукавами. Называлась она коротышка (фото. 30).

Но самой популярной одеждой у сельских модниц Кадомского района был женский жакет из плюша, носивший название плюшка.

ЗИПУН — верхняя мужская одежда. Он не имел застёжек и запахивался справа налево. Запах очень глубокий. Сверху зипун подпоясывали широким поясом, закладывая концы наперёд (фото. 32).

Зипуны (в зависимости от используемого материала) носили и зимой и летом. Этот вид одежды был как рабочим, так и парадным.

Суконный распашной зипун (армяк), носили поверх другой одежды. Он представлял собой широкий, почти до пят халат, имевший большой запах и подпоясывающийся кушаком. Армяк был с большим воротником (шиворотом), закрывавшем почти весь затылок. Впоследствии эта одежда получила название «шиворот» (фото. 33).

У богатых сословий большой стоячий воротник назывался «козырем». Он являлся предметом щегольства и роскоши их одежды. Поэтому не случайно, выражение «он ходит козырем», означает чванного блеском своей одежды.

Короткий зипун, отрезной по талии, со сборами сзади (фото. 35), застёгивающийся на пуговицы предназначался для повседневного ношения (фото. 34).

Не ради красоты,

А ради теплоты.

Овчинную шубу носим,

И лучшей не просим.

Наиболее распространенным видом зимней одежды являлась шуба, изготавливаемая из дублённых овчин (дублёнка). Она была преимущественно прямого покроя с цельной спинкой, с запахом справа налево, застёгивалась на костяные пуговицы и ременные петли. Кроились одинаково для мужчин и женщин. У богатых крестьян имелись шубы с отрезной спинкой и сборами по талии. Верхняя одежда из белой или чёрной овчины длиной до колен называлась полушубком (фото. 36).

Шуба применялась не только в практическом значении, но и в обрядовом. Ей обводили вокруг печной трубы три раза приговаривая: «Как труба от печи не отходит, так и ты (невеста) не отходи от двора». Затем невеста надевала шубу, положив в правый рукав небольшие кусочки пирога и хлеба, которые съедала после венчания. В этой шубе невеста и отправлялась в церковь, независимо от времени года.

Основной рабочей и праздничной обувью считались ЛАПТИ (фото 37). В них ходили зимой и летом (фото. 39). В лаптях венчали, в лаптях и хоронили.

Плели их мужчины и женщины. Кроме того они имели некоторое обрядовое значение: когда жених шёл свататься, он нёс к невесте лапти; если невеста их принимала, то это означало, что она согласна идти за него замуж. После этого можно было начинать сватовство.

Преобладали лапти мордовского типа: мужские — пятерник, а женские — семерник, то есть из семи лык. Лапти разделялись на «простоплётки» и «подковыренные», то есть с подошвою, переплетённой липовыми лыками. Разница между мужскими и женскими лаптями заключалась в ширине лыка на носах (фото. 38,39). Праздничные женские лапти делались с украшениями и узорами (писаные).

ОНУЧИ — полотнища, которыми обёртывали ноги. Летом портяные, зимой полушерстяные. Длина мужских онуч — 5 локтей, женских — 4 локтя. Ноги делали толстыми не ради моды, а ради тепла. Суконные онучи толкли в ступах, валяли в корыте ногами, поливая горячей водой. Онучи на ноге придерживались оборами (обмотками).

КОТЫ — женские туфли из грубой кожи с небольшим каблуком и железными подковками. Носили их с суконным «набором», то есть чулками и оборами.

САПОГИ — были лишь у богатых, но и те носили их не каждый день. Женские сапоги были с подковками, «с золотыми пятками». Венчались в сапогах.

ВАЛЕНКИ — зимняя обувь. Валять их не умели, а своих умельцев было мало. «Носили валенки те, у кого побольше было овечек». Даже богатые крестьяне по три года носили одни и те же валенки, «больше на них глядели, чем носили».

Сколь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда! В сборнике «Нет живописней русского наряда!» сделана попытка показать старинный костюм Кадомского района во всём его богатстве и разнообразии. В него включены основные типы одежды под теми названиями, что были приняты в нашей местности. В сборнике рассматриваются предметы одежды, бытовавшей в конце ХVIII — первой четверти ХХ века. Многие описания одежды были сделаны с подлинных вещей, хранящихся у старейших жителей Кадомского района, в мини-музеях учреждений культуры.

Что хорошего, скажете вы, в этом ветхом зипуне или юбке, сшитой из ткани, похожей на рогожку? Именно так рассуждают некоторые иностранцы, стараясь перечеркнуть историю культуры нашего народа, стремясь подорвать его духовность. По их мнению всё это, как отслужившее своё время, надо выбросить. Но ведь тогда мы выбросим нечто более ценное, чем старинная одежда или утварь. На свалке окажется душа народа. Д.С. Лихачёв сказал — «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Старинная русская одежда — это целый пласт народной культуры, который надо знать, любить, уважать и сохранять!

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. 1/Вступ. ст. А.Ф. Чистякова; Худож. Г.Л. Шацкий, В.Н. Забайров. М.: Русская книга, 1997.-288 с.

2. Традиционная народная культура русских. Сборник программ и вопросников для этнографических исследований./Гл. редактор В. Коростылёв/.-Рязань,1997.-150 с. (Рязанский этнографический вестник).

3. Самоедова Е.А. Рязанская свадьба. Исследование местного обрядового фольклора.-Рязань, 1993.-326 с. (Рязанский этнографический вестник).

4. Осипова Е.П. Язык рязанского костюма. Наименование элементов народной одежды в рязанских городах.-Рязань,2004.-247 с. (Рязанский этнографический вестник).

5. Лебедева Н.И. Научные труды. Т.1.-Рязань,1996.-191 с. (Рязанский этнографический вестник).

6. Лебедева Н.И. Научные труды. Т.2.-Рязань,1996.-200 с. (Рязанский этнографический вестник).

7. Русская семья. Традиции и праздники.-М.:Белый город,2008.-295 с.

8. Сценарий вечера русской старины «Какая жизнь отликовала, отгоревала, отошла!». /Сост. Кадомская центральная библиотека/.-

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление ....................................................

Рубаха .........................................................

Понёва ........................................................

Передник ....................................................

Запон ..........................................................

Навершник....................................................

Повойник .....................................................

Мужской костюм .........................................

Пояс ..........................................................

Верхняя одежда ...........................................

Зипун .........................................................

Шуба, дублёнка ............................................

Лапти ........................................................

Онучи ........................................................

Коты, сапоги, валенки .................................

Заключение ................................................

Список используемой литературы .................

Составители: методист ЦБ Верина Н.И., библиотекарь ЦБ Щербань С.А., библиотекари сельских филиалов.

Набор текста: библиотекарь Щербань С.А.

Фотографии: директор ЦБ Шемякина Г.И.

Наш адрес:

391670, Рязанская область, р.п. Кадом, ул. Ленина, д. 39

Телефон: 5-11-63

E-mail: kdmbiblio@kadom.ryazan.ru

Сайт: http://cb-kadom.rzn.muzkult.ru

Костюмы демонстрировали сотрудники центральной, детской сельских библиотек Кадомского района и музея «Русская изба» с. Кочемирово.

* * *

Вернуться к КУЛЬТРАДАР — ЭСТАФЕТА КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ (Кадомский район)